О жизни русских в Эстонии от первого лица

Таллин исторический центр

Попросил своего давнего приятеля из Таллина рассказать о жизни русскоязычных граждан и «неграждан» этой страны…

Продолжаю тему о русском языке за пределами России. Тема явно резонансная, на всех моих площадках сейчас идёт активное обсуждение. Причём в комментариях к некоторым постам тема всплывала сама. Но этот раз я хочу рассказать о том, как выглядит ситуация с точки зрения моего виртуального друга из Эстонии. Как мне кажется, это довольно интересная информация. Ветер свободы из форточки, которую вот-вот захлопнут…

Роман — мой давний, ещё со времен расцвета ЖЖ (Livejournal), русский друг из Таллина. Не знаю, можно ли назвать другом человека, которого ты видел лишь раз, и с которым вы общаетесь лишь в сети. Но то, что он думает и говорит, мне близко. Близко настолько, что я порой его цитирую. Ибо я так хорошо, к сожалению, не скажу. Роману 45 лет, он магистр экономических наук, сфера его деятельности — бухгалтерские услуги. Женат, двое детей. Главное его хобби — путешествия. Итак, слово моему другу из Таллина:

«Начну очень издалека. Государственное (точнее, общественно-правовое) телевидение на русском языке в Эстонии есть – это канал ETV+. Другое дело, что бОльшую часть вещания там составляют художественные и документальные фильмы, а также развлекательные передачи, никак не связанные с Эстонией. Но это и хорошо: если бы 24/7 вещал некий эстонский Киселев или Соловьев, никто бы это смотреть не стал.

Новостные и общественно-политические программы тоже не дуют в одну дуду – больше похожи на «Эхо Москвы», где Шендерович и Латынина могли соседствовать с откровенно прокремлевскими гостями. Да и вообще, едва ли возможно стабильно «отражать точку зрения национальных правительств» в стране, где за последние три года поменялись три коалиции.

Если переводить на российские реалии середины 90-х, когда у вас еще была настоящая конкурентная политика, с 2019 года по сегодняшний день в правительстве у нас побывали сначала Яблоко (Центристы) + ЛДПР (Консервативная Народная Партия, далее EKRE), после громкого (хе-хе) коррупционного скандала с ценой вопроса несколько десятков тысяч евро их сменили СПС (Реформисты) + Яблоко (Центристы).

Сейчас – СПС (Реформисты) + Социал-демократы (правее центристов, левее реформистов) + непереводимое на российский политический язык «Отечество». Нечто среднее между Реформистами и EKRE ultra light. За рыночную экономику и традиционные ценности, но в отличие от восточноевропейских правых – совершенно не религиозны. Хотел было написать «умеренные националисты», но в российском понимании умеренными националистами (гражданский, а не «этнический» национализм) у нас являются все парламентские партии, кроме EKRE – они далеко не столь умерены ;)

И только эта партия позволяет себе антирусскую риторику. Впрочем, там вообще полный набор: депутат от EKRE может назвать мэра Таллинна «бессмысленным азиатом» (он родился в Казахстане и у него есть корейские корни), высказать недовольство ростом числа „neeger“-ов на улицах эстонских городов, озаботиться массовым притоком украинцев в Эстонию (правда, еще до войны), а новоиспеченный министр через пару дней после вступления в должность вынужден с позором уйти в отставку после просочившейся в прессу информации о домашнем насилии. Уровень поддержки – порядка 20%, что примерно соответствует доле «ватников», «вышиватников», «реднеков» и т.п. даже в более благополучных странах.

После Бронзовой ночи 2007 года произошло очень знаковое явление – исчезновение с политической сцены «русских» партий. Их никто не запрещал, просто «были демоны, но самоликвидировались». Злые языки бы предположили, что, убедившись в их беспомощности, им просто срезали финансирование «понятно откуда», но это лишь одна из версий ;)

Впрочем, эти партии и раньше на государственном уровне особого успеха не добивались – максимум могли преодолеть 5%-й барьер, да и то лишь пару раз в истории. На муниципальном – другое дело, но и сейчас местные списки, не связанные с партиями, очень часто получают хороший результат.

Зато с тех пор политики с родным русским языком стали гораздо лучше представлены в партиях, ранее считавшихся «эстонскими». У центристов появилось даже совсем уж оголтелое прорусское крыло, но голоса оно приносило, а уж как депутаты потом голосуют – это в гораздо большей степени определяется общей линией партии и коалиционным соглашением, чем личными взглядами кого бы то ни было.

И вот только теперь впервые прозвучит слово «неграждане». Тут нужно понимать, идет ли речь о людях без гражданства, но с постоянным видом на жительство («серопаспортники») или о гражданах России с постоянным ВНЖ. За последние годы и особенно месяцы появилась еще одна значимая категория – граждане Украины, но в данном контексте их можно вывести за скобки – они любят Эстонию и либо активно интегрируются, либо собираются вернуться, как только закончится война. А пока ищут работу – и по большей части достаточно успешно находят.

Сейчас «серопаспортники» – быстро исчезающая категория. Пик пришелся на 1996-97 гг., когда обменяли последние советские документы, и эти паспорта брали те, кто не мог/не хотел получить эстонское гражданство, но при этом по каким-либо причинам не желал брать и российское. Сейчас старики постепенно умирают (25 лет – большой срок), а те, кто помоложе, либо сдают экзамен на знание эстонкого языка, конституции и закона о гражданстве (он не так сложен, как многие думают), либо все-таки берут российские паспорта. Детям серые паспорта после первой волны обмена документов не выдают. Если у ребенка оба родителя неграждане, то он получает эстонское гражданство, если только один – то гражданство второго родителя.

Граждан России с постоянным эстонским ВНЖ – порядка 100 тысяч. Кстати, после 2014 года весьма заметны стали и граждане России, переехавшие в Эстонию после «крымнаша» и прочих известных событий. Подавляющее большинство из них – успешные, образованные, активные и порядочные люди либеральных взглядов, ставшие для нас приобретением, а не проблемой.

А вот те, кто родились в Эстонии или переехали в советское время… На выборах 2018 года Путин получил 94% голосов избирателей, проголосовавших в росссийских консульствах в Эстонии. Явка, правда, составила примерно 34%, но результат впечатляет, и вряд ли он подтасован. Тут, правда, надо понимать, что в умах местных россиян эстонский холодильник не борется с российским телевизором.

Но до 24.02.2022 г. Эстония не воспринимала это как проблему: у нас свобода слова, думайте и говорите, что хотите, только закон не нарушайте. И совсем шепотом: но если что – помните апрель 2007-го. Как говорят в России, можем повторить (с). После же *** в Украину… не то что бы всё изменилось, но теперь прежний туманный намек превратился в очень четко артикулированное МОЖЕМ ПОВТОРИТЬ!!!

Уголовный кодекс Эстонии предусматривает за пропаганду ынйов либо иное использование вооруженных сил, если при этом попираются общепризнанные нормы международного права, до трех лет лишения свободы. До сих пор эта статья была «спящей». Не слышал пока ни об одном реальном уголовном деле, но штрафы (и как минимум предупреждения), а также аннулирование виз (тут уж практически нулевая толерантность) за #-символику – были.

Минимум двоим, а то и троим, пробутинским активистам с российским гражданством уже аннулировали постоянные виды на жительство и выслали из страны (хотя один из них и так давно жил в России, используя ВНЖ как некий бессрочный Шенген), по одному случаю решение еще не принято, но процесс идет (думаю, скорее всего отделается жестким предупреждением), в Телеграм-каналах проходила информация о высылке якобы сразу 10 местных россиян за демонстрацию в российским флагом, но на 90% это фейк – на серьезных порталах об этом ничего не писали.

До ынйов, насколько я помню, постоянные ВНЖ отнимали только у злостных рецидивистов, неоднократно отбывших наказание за преступления первой степени. Но эффект был ух каким. Если перенос Бронзового солдата сопровождался двухдневными погромами с поджогами, переворачиванием машин и разграблением магазинов, то нарвский танк перевезли в военный музей без шума и пыли. Даже самые пламенные патриоты все же понимают, что Россию и Путина лучше любить, находясь по другую сторону Наровы.

С конца февраля все кабельные сети Эстонии прекратили транслировать российские каналы. Не «все каналы на русском языке», а только made in Russia. Про всякие «Охота-рыбалка», «Дача» и т.п. не уверен, никогда их не смотрел, но те, что хоть каким-то боком про политику – точно. Оголтелых «ватников» в моем близком кругу нет, но с теми, кто раньше хоть как-то поддерживал Бутина, негласная договоренность: «Мы не спрашиваем – вы не говорите». Как в американской армии насчет сексуальной ориентации новобранцев.

Вместо заключения. В 2014 году многие мои близкие всерьез опасались того, что нечто подобное Крыму и Донбассу может произойти и у нас. Я на это неизменно отвечал: «Не произойдет. После 1991 года Эстония не совершила ни одной украинской ошибки». Если в начале 90-х я воспринимал эстонский закон о гражданстве как явную несправедливость, то жизнь все расставила по местам: страх перед Россией (хе-хе, с Ельциным, Гайдаром и Козыревым во главе), оказался не паранойей, а сбывшимся пророчеством.

В самом начале я кратко описал расклад партий в нашем парламенте: есть там и дураки, и популисты, и некомпетентные, и откровенно непорядочные люди, но нет и никогда не было ни просоветских реваншистов, ни «Единой Эстонии», закатавшей в асфальт всю политическую жизнь ради бесконтрольного воровства и собственной диктатуры. И скажем честно, как ни ужасно это прозвучит: это стало возможным в том числе и благодаря тому, что значительная часть населения много лет не имела права голоса.

За неполные 13 лет мы прошли путь от постсоветской разрухи до полноценного членства в ЕС и НАТО. Да, Эстония – это далеко не Финляндия и не Люксембург, но в одной лиге с Польшей, Словакией и Венгрией мы смотримся, прямо скажем, хорошо. И спасибо за это приходится сказать тем самым людям, которые на заре независимости пришли к власти под казавшимся оголтело экстремистским лозунгом «Очистим площадку!». И сразу очистили ее от прежней советской, комсомольской и партийной элиты, а в 1994-м – и от советских военных баз, которые Россия была готова взять в долгосрочную аренду. Украина, увы, этого не сделала. Результат известен.»

PS. Каждый раз, читая комментарии Романа, понимаю, что очень хочу туда, в мир, где нет всей этой дичи. Где можно просто жить. Да, наверное, я идеализирую свободный европейский мир. Но порой очень решать обычные и понятные вопросы, а не находиться в постоянном состоянии борьбы с маразмом. Поэтому очень часто мне кажется, что Роман живёт, а я здесь прозябаю. Но при этом я считаю, что всё же мы должны оставаться и бороться. Вырвать свою страну из лап негодяев. Однако как это сделать, я, увы, не представляю…

Друзья, если вы живёте в странах Балтии или любой другой стране, расскажите, пожалуйста, о ситуации с языком и отношением к русскоязычным жителям вашей страны…

На фотографии Таллин, эта и заглавная фотографии присланы Романом.


Другие материалы по теме:

Добавить комментарий