Нет и не может быть оправданий преступлениям против целого народа!
Скорее всего, это последний пост о крымских татарах. Так как получается, что я «разжигаю». А разжигать точно не нужно, ибо конфликт буквально тлеет. И только время расставит всё по своим местам. Но, извините, молчать я не могу. Меня переполняют эмоции. Если честно, у меня в этой ситуации куда больше вопросов к русским, чем к крымским татарам. Некоторый радикализм последних можно понять. А как бы вы вели себя, если бы вас выселили из родных мест и фактически не давали бы вернуться?
Ниже я приведу основные тезисы, которыми оперирует местное русское население в отношении крымских татар. И выражу своё мнение по теме. Я прожил почти 7 лет в дружбе и согласии с казанскими татарами, и я мультикультурен. И даю прекрасный шанс русским националистам отнести меня «не к своим». Как и большинство россиян, во мне течёт не только русская кровь. По крови я на три четверти чуваш, по менталитету и воспитанию — русский, по вероисповеданию — Православный (невоцерквленный), хотя в последнее время склоняюсь к атеизму, по ощущениям — россиянин и в то же время человек мира. А ещё я не считаю, что один народ может быть хуже или лучше другого.
А ещё я писал книгу по архивам КГБ по делу украинского коллаборациониста. И там всё очень-очень неоднозначно. Но я не об этом, а о том, что я неплохо знаком с работой розыска, следствия и судебной практикой по вопросам коллаборационизма времён Великой Отечественной. Итак, тезисы части русского населения Крыма:
- Крымские татары почти поголовно перешли на сторону немцев.
Моё мнение: Каждый человек отвечает лишь за его личные поступки. Нельзя обвинить и осудить весь народ. Независимо от количества людей, перешедших на сторону врага. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально в соответствии с судебной практикой тех времён. -
Крымских татар вывезли, чтобы спасти их. У вернувшихся фронтовиков разговор с перебежчиками был бы коротким.
Моё мнение: Где-то, конечно, сводились бы личные счёты. Но я убеждён, что немецкие пособники ушли с немцами. Те, что не ушли, наверняка были схвачены в первые же дни. И да — наверняка их уже не было в живых. Те же, что уцелели, наверняка прятались по чердакам и подвалам. С людьми, которые были нелояльны к советской власти или чья вина в работе на немцев была не столь очевидна, уже после войны работали бы следователи. Вы даже не представляете, какая масштабная велась работа и как мощно она финансировалась! -
Крымские татары не являются коренным народом Крыма.
Моё мнение: Здесь даже обсуждать ничего не нужно. Это коренной народ. Точка. -
Крымские татары изгнали греков. А русские изгнали татар.
Моё мнение: В Крыму так было всегда — приходил новый народ, и уничтожал или прогонял в горы старый. Но сейчас время другое. И наша страна вроде как гордится тем, что все народы у нас равноправны, что мы не сгоняли коренное население в резервации, что не уничтожали их. Так или иначе, крымские татары приняли Россию и русских. А их всех отправили в далёкую ссылку. -
Депортировали многие народы. В том числе и греков, которые активно партизанили на стороне русских. Но вой подняли только татары.
Моё мнение: На мой взгляд, татары и другие народы имеют полное право говорить об этом сколько их душе угодно и требовать полной реабилитации их народов. Но, на мой взгляд, это всё не должно ущемлять интересы других групп населения, живущих в Крыму. Момент этот принципиально важен.
Ну да, давайте скажите мне, что я «засланный казачок». Что крымские татары меня купили. Только ерунда это всё. Я за справедливость и объективность. Знаете этот «баян» из фильма «ДМБ»?
— …Видишь суслика?
— Нет.
— И я не вижу. А он есть!
Так же и с крымскими татарами. Их в упор здесь не хотят видеть и признавать. Нет народа — нет проблемы. А народ есть. И пока не будут восстановлены его законные права, эта рана будет кровоточить. В то же время с радикалами нужно бороться по всей строгости закона. Но я не только о татарских радикалах — и о русских тоже. Здесь очень не любят признавать, что палку перегибают с обоих сторон. А я повторю слова кота Леопольда. Ребята, давайте жить дружно!
Признаться, я ждал, что придут русские крымчане и скажут — да, мы тоже осуждаем депортацию. А по факту я вижу достаточно агрессивное отношение к теме. И рассказы о том, какие крымские татары плохие и о том, какие у них сейчас здесь тепличные условия. Да, у подобного отношения есть причины — много всего произошло. Но по факту вижу, что я всё же прав. Если кто не понял — я писал не о позиции государства, и даже не о татарах, а об отношении русских крымчан не столько даже к татарам, сколько к депортации. Осуждения действий советских властей по этому вопросу я так и не увидел. Не знаю только, означает ли это то, что все эти люди считают депортацию уместной и оправданной…
Меня удивляет, что есть люди, способные как-то по-разному трактовать ту трагедию. И вообще, градус нетерпимости в Крыму достаточно высок. Выскажу своё — есть закон. Если кто-то перешёл на сторону немцев, он за это ответил — репрессивный аппарат работал как конвейер. Но в чём виноваты женщины, дети и старики? Я считаю депортацию преступлением. И никаких причин для оправдания подобных действий быть не может. Каждый должен отвечать только за собственные поступки. Кстати, я очень впечатлён участием нашего советского летчика-аса, дважды героя, Амет-Хана Султана, в судьбе своего народа. Какой бесстрашный всё же был человек!..
Тем, кого интересует тема рекомендую посмотреть фильм «Хайтарма». Это очень достойный фильм о Амет-Хане Султане. И там в красках рассказывается о событиях депортации. А теперь немного фотографий по теме. Крым. Евпатория и Алупка. Где-то у меня было фото евпаторийского памятника жертвам депортации, но я его, увы, не нашёл…
Часть боевых наград Султана Амет-Хана, бывшему наполовину крымским татарином…
Другие мои материалы по теме: