О моих приключениях при поступлении в КГУ (2000 год).
Проучившись год на строительном факультете ЧГУ, я решил, что это не мое. Собственно, мне в школе была куда ближе история и литература. Года полтора назад я узнал, что я сам — «подающий надежды» журналист. Так как чебоксарский журфак в силу многих причин, меня особо не манил, переводиться туда я не решился.
Вид на казанский кремль. Фото Mila-Galchenkova
А куда, собственно, ехать? Матерые журналисты посоветовали:
1) Москва (отсекается ввиду географической удаленности и «наличия отсутствия денег»)
2) Ё-бург, он же Екатеринбург (тоже далеко, даже дальше)
3) Казань (близко — всего-то 150-175 км, престижный вуз, да и наш верстальщик, Володя закончил там журфак заочно).
Эти ненавистные «но»
Итак, решено — еду в Казань. Но… Как я ненавижу эти «но»!
Но №1. Где бы найти деньги (у родителей их нет, да и не обрадуются они, технари, узнав о смене моей профессии).
Но №2. Надо бы сдать сессию на стройфаке, что я и сделал — что-то вызубрил, кого-то взял измором, поразил декана своими познаниями в области инженерной геодезии и все же уложился в сроки. По ночам, забив на свои моральные принципы, играл попсу в ресторане, беспринципно «брал на лапу» и учил на медляках «Термех». Так я решал проблему №1.
Но №3. Я никогда не был в других городах. Ну и что? Ну и пу-у-сть. будет нелегким мой пу-у-уть.
Но №4. В Казани не берут копии документов. Проблема оказалась разрешимой путем обращения к «хорошим людям». Я забрал документы, оставаясь при этом студентом. Проблема № 1 снова стала беспокоить.
Но №5. Как сказать родителям. А зачем говорить? Поставлю перед фактом.
И я предпринял набег на Казань в несколько походов, в промежутках между которыми умудрился отработать практику, лазая по оврагам с теодолитами и нивелирами.
Венгерская душегубка
Набег первый. Цель поездки проста: съездить в Казань, подать документы, но так, чтобы об этом не узнали родители.
5.00. Подъем — зарядка — душ — завтрак — галопом на вокзал — а-а-а!!! — Уф, успел!
6.00. Едем. Какая страна нам продала Икарусы? Венгрия? Так они с немцами против нас воевали. Это не автобус, а душегубка! Я сижу сзади и вижу, как в салон тонкими струйками просачиваются серенькие струйки дыма. Рядом со мной — женщина «а-ля Новодворская». В перерывах между кашлем она рассказывает мне о всей подноготной университета, в который я поступаю. Смысл ясен: займись чем-нибудь более продуктивным. Но она-то как-то поступила. И явно не за красивые глазки.
7.00. Затекает пятая точка. Жарко.
8.00. Интересно, сколько живёт человек без воздуха?..
9.00. Братья по соцлагерю мне ещё за это ответят.
Крепость и руина
10.30. Все, приехали! Здравствуй, древний град Казань, город-Херосима, крепость и руина одновременно! Толпы народа вокруг. И все — неместные. Куда ехать-то?
11.00. Сел в какую-то маршрутку, куда-то еду. В городе что-то с мужским полом. Кругом одни девушки. И все симпатичные.
Фото Dream
11.30. Стою в окружении руин. Здесь это называется историческим центром. Нашел старый корпус КГУ, где учился «и Ленин, такой молодой.». А где новый-то?
12.00. Догадался спросить. Мне говорят — перед тобой. Смотрю. Вижу старый трехэтажный дом. Мне говорят — смотри выше. Смотрю. Ёпрст. Кто ж так строит-то?! Прямо за домом, который я и сканировал, огромный холм, а на нем — серая небоскребистая дура из стекла и бетона, этажей в 20. Учитывая то, что все здания вокруг — в 2-3 этажа, выглядит весьма впечатляюще. Взбираюсь на холм. Захожу. Вижу огромную мозаику — Молодой Ленин с газетой «Правда» в руках, причем он так ее сжал, что видно только часть «Прав».
Подал документы, но забыл про главное — выбить общагу. Зря.
Транспорт челночников
13.00. Пришел на остановку. Жду троллейбус №3.
13.30. Троллейбуса №3 все нет. Мимо проехало море трамваев. Народ передвигается на маршрутках.
14.00. Понимаю, что троллейбус №3 существует лишь в моем воображении. Осматриваюсь: на остановке помимо меня сидят еще 3 бабушки. И бурно общаются. Оказывается, тоже №3 ждут. Ловлю маршрутку, куда-то еду. Приехал на ж.д. вокзал. До Чебоксар ничего нет. Сел на электричку до Саранска.
16.00. Слушая песни попрошаек-беспризорников, доехал. Автобус в Чебоксары в 16.30. Решил прогуляться.
16.15. Увидел местную молодежь. Гулять расхотелось.
16.30. Подали старенький «Лаз». Я понял, это транспорт челночников! Меня завалили сумками и обматерили.
17.30. Едем. Трясет. Автобус рычит, как пес-чахоточник. Вот-вот сломается.
Всё, что осталось от гостиницы «Казань». Фото VoiceOver
18.30. Пошел дождь. Сильный. Ливень. Крыша нашего транспортного средства напоминает решето. Мокну. И смеюсь. Над челночниками. А им не смешно — вещи мокнут.
19.30. Едем по Чувашии. Сплю. Сохну.
21.30. Приехали. Еду домой. Шнурки так ничего и не поняли. В Чебоксарах солнце и сухо, моему подмоченному виду пришлось находить самые фантастические объяснения.
22.00. Завалился спать, хотя надо бы готовиться. Через неделю экзамены.
Новичкам везёт
Набег второй. Но №1 снова актуально. Задержали зарплату в ресторане. В кармане — 120 р. А ехать надо. Но как?
Как, как. Автостопом. Говорят, новичкам везет.
Взял у друзей кислотно-оранжевый комбинезон с граффити, набил свой DJ bag самым необходимым и нарисовал огромный номер 16 на картоне. Готовность №1.
5.30. Трясусь в автобусе №10. Доехал до посёлка Лапсары. Встал под рекламой «Чудо-йогурта». Теоретически место дислокации выбрал верно. Рядом светофор и тяжелые фуры, не успев набрать скорость, по идее, вполне могут остановиться. По идее.
6.00. Стою. Махаю знаком и рассылаю воздушные поцелуи проезжающим мимо татарочкам. Улыбаются, гудят, но пролетают мимо. Холодно.
7.15. Остановил «КамАЗ». Наш, чувашский. Получил комплимент: знак видно издалека, а сам я по цвету напоминаю дорожного рабочего. Облом №1. Слушаем «Руки вверх» — юбки по колено. Облом №2. Водила в Казань не едет. Но довезет до кафе, где завтракает большинство дальнобойщиков.
7.30. Доехали. Посмотрел на аппетиты водил и отвлекать не решился. И вообще, искать машину на стоянке — это неспортивно. Иду вдоль дороги по казанскому направлению.
Интересный собеседник
8.30. Гуляю. Встал возле селения под названием Дикие Шризаны. Ладно хоть не Шизаны. Иду. Аборигенов мой наряд пугает — при виде меня стремительно переходят дорогу и ретируются.
9.00. Забавный эпизод — по дороге с тихим шелестом пролетел шикарный черный «Лексус». За ним, ревя мотором и сиреной, подпрыгивая чуть ли не на метр от земли, скрежещет всем чем можно милицейская «шестерка». Смешно даже аборигенам.
10.00. Кто сказал, что новичкам везет? Становится жарко.
Фото Александра Удикова
10.30. Даст ис фантастишь! Застопил серый «КамАЗ», фуру. Едет в Набережные Челны в объезд Казани, но высадит меня на Казанском повороте, а там недалеко — километров 30.
11.00. А собеседник попался интересный и, слава богу, некурящий. Едем, травим байки.
12.00. Прослушал всю историю жизни своего благодетеля. Даю советы, как наладить семейный раздор.
13.15. Вылез. Где я? Какой-то дачный поселок. Переоделся в кустах. Буду косить под местного.
13.30. Узнал, где я и как добраться до Казани.
14.00. Еду в пригородном автобусе.
15.00. Еду по Казани. Вылез. О, Бытиё моё, ничего себе — образовательный центр! Никто не знает, где находится КГУ. Гуляю. Ругаюсь по-татарски. Уже научился.
Неподдельное удивление
15.30. Я встретил девушку. Полумесяцем бровь. А ноги! А бюст! А личико! Богиня! Девушка, вы не подскажете, как доехать до КГУ? — Да. Объяснила, дала номера маршрутных такси. Смотрю на дорогу и вижу одну из нужных мне маршруток. Ретируюсь, впихиваюсь в «Газель». Меня провожает неподдельное удивление. На лице написан вопрос: «И все???!!!» Мне даже стыдно стало. В Чебоксарах такая девушка со мной даже бы разговаривать не захотела.
Башня Сююмбике. Фото с сайта Subaru.ru
16.00. Добрался до КГУ. Подмигнул «правому» Ленину, пошел выбивать общагу. За дверью с истеричной надписью «Приемной комиссии здесь нет. Она за соседней дверью!» меня послали. По-татарски. Понял по интонации, что послали, а куда, не знаю и по сей день. За соседней дверью мне, злобно улыбаясь, вежливо отказали.
Новые попытки и жалобные просьбы ничего не дали. Итак, появилась проблема, вернее, Но №6. Где ночевать? А выспаться очень надо, т. к. завтра экзамен, даже не экзамен, а какое-то зверское собеседование, при упоминании о котором нашего Володю прошибает холодный пот.
Жить можно. Но запах!
17.00. Позвонил домой. Сказал, что все в порядке и что я уже в общаге. Позже учредил в собственном лице комиссию по поиску места ночлега. На гостиницу не хватает. Знакомых нет.
18.00. Гуляю. Но красоты Казани, к тому же весьма относительные, совсем не радуют. Надо что-то делать.
20.00. Эврика! Вокзал!
20.30. Попытка пробиться на ж.д вокзал ничего не дала. Пошел на пригородный. Грязновато. Жить можно.
21.00. Пришли конкуренты, вернее, претенденты на соседние места. Бомжики, вернее, бомжихи. А запах! Сваливаю.
21.30. «Взятие вокзала. Часть 2». Обогнул здание ж/д вокзала и влился в толпу прибывших. Набил в сумку какие-то скомканные газеты, принял изможденный вид, пошёл на прорыв. Стал было искать воображаемый билет, но страж порядка подобрел: да ладно, братишка, проходи. Прошел.
Приютите сиротку
22.00. Мда. уж. Этот вокзал — другое дело. Много железных стульев, живые пальмы и фонтан посередине зала, все блестит и сверкает. Но туалет платный. Денег хватит на два раза.
23.00. Немного «парит» шум. «Ту-ду-ду-дун-дудун! Начинается посадка на поезд дальнего следования.» и т. д.
Фото с сайта Vokrugsveta.ru
24.00. Познакомился с пожилой супружеской четой. Играю роль бедного абитуриента, которого кинули с общагой. Получается хорошо, потому что играю самого себя. Достаю учебник и начинаю повторять. Пожилая леди даже слезу пустила, достала свои соленья-варенья и начала меня потчевать. Из природной вежливости я, конечно, отказывался, но не особо усердно.
24.00. Пара нашла лежачее место себе и мне, «сыну полка», заодно. Растворяюсь в благодарностях. Сплю.
Декоративная прослойка
2.00. Просыпаюсь от грубого четырехэтажного мата. Спросонья обрушиваю на обидчика такой горючий набор эфремизмов, что пожилая дама покачала головой, а дедушка посмотрел на меня с уважением. Оказалось, это два пьяных брата, один из которых инвалид. Его я и обругал.
Инвалид, пардон, человек с ограниченными возможностями, дыша мне в лицо сплошным коньяком, вежливо извинился. Я сделал то же самое. Братья предложили выпить за примирение и дружбу. На мое счастье, вмешалась пожилая леди и недипломатично отругала братьев за спаивание молодежи.
4.00. Поспать, чувствуется, больше не получится. Пошел гулять и случайно вышел к университету. По улице вовсю гуляет молодежь. Знакомлюсь. выясняется, что это такие же «кинутые».
5.00. Ломлюсь в «Ашамлыклар» (по-татарски «Продукты») — закрыто, млин. Но покупаю бутылку минералки и какую-то дешевую, но вкусную татарскую булку почему-то в «Даруханэ» («Аптеке»).
5.30. Около входа в корпус образовывается толпа. Это при том, что начало собеседования в 9.00! Я выполняю роль «декоративной прослойки» — сильный пол в единственном экземпляре.
Наше дело правое
8.00. Наверное, даже при взятии Бастилии и штурме Зимнего давка была поменьше.
9.00. На старт, внимание, марш! Толпа ломанулась к лифтам. Меня зажали бюстами, и в лифты я уже не попал. Придется по лестнице. Мне нужен. всего-то 13 этаж! Лезу вверх.
9.05. 3 этаж. Не кочегары мы, не плотники.
9.07. .И сожалений больше нет. Эх! 6 этаж.
9.09. 10 этаж — а мы ди-джеи, мы кислотники, да!
9.10. . И с высоты вам шлем привет! 13 этаж. Что-то мне не нравится эта толпа. «Мальчик, записывайся. 118-м будешь? — заискивающе улыбается непонятно как прорвавшаяся сюда «мама». А «мамы» на экзаменах — звери вредные. Вся суета и ругань исходит именно от них. Девушки тоже настроены как-то враждебно.
9.30. Организовал партию «Сильный пол». Мы крайне малочисленная коалиция. Нас 7 человек. Враг будет разбит, победа будет за нами )
10.00. Получили дипломатическую ноту от «мам». Стал засланцем в «вражью стаю». Продал правое дело и выторговал себе 14 номер.
11.00. После бессонной ночи покачивает. Люди, вышедшие из заветного кабинета, с красными лицами и безумными глазами, воздерживаются от комментариев и пулей пролетают мимо. Становится страшно.
Мечты о казанском небе
12.00. Из кабинета выкрикивают мою фамилию. Ма-а-а-ма.
Захожу. «Здравствуйте, Александр Михайлович», — ласково начинает красивая молодая женщина. Ее перебивает строгий злобный тип: «Времени мало, приступим-с. Александр, мы даем вам 12 вопросов. 10 секунд на размышление. В чем причина Карибского кризиса? Основы программы антиглобалистов?..» Дальше я уже ничего не помню.
Помню только, что водички я пить не захотел и в обморок вроде тоже не падал. На вопросы отвечал «методом научного тыка». Когда спрашивали, почему я думаю именно так, отвечал — интуиция. Когда выходил, в голове моей играл траурный марш. С горя рассказал все «мамам». Меня пожалели, накормили пирожками и напоили кофе из термоса.
13.00. Попробовал забрать документы. Не дали. Сказали: дождитесь результатов собеседования. Засыпая на ходу и находясь в самом мрачном расположении духа, поехал на вокзал. Возле касс нашел 100 руб., на которые и доехал.
Изредка просыпаясь в автобусе, вспоминал незабываемый вид из окна аудитории КГУ. Казань с высоты журфака КГУ выглядела удивительно радужно и живописно. Тогда я думал, что больше не побываю на «Казанском небе». Но судьба решила иначе.
Зы: Этот текст написан в 2000 году. Позже он был опубликован в газете «Молодёжный курьер» и моём старом блоге. Остальные части,к сожалению, не сохранились, а этот текст был найден в кэше Яндекса.
черт!! Так захватывающе! так ты поступил???
@rais, Увы, нет. Учился в Москве. Но, как видишь, живу теперь в Казани )