Объясняю, почему меня больше не тянет на Крымский полуостров. Надеюсь, что временно.
Так уж вышло, что, хоть у меня и астма, и море вроде как предполагалось, в Крым я впервые попал в 2017 году. Проект назывался «Остров Крым» (#KrymExp), я месяц колесил на оранжевой машинке по имени «Мандаринка» по курортной части Крыма с заездом практически во все курортные города. Моими партнерами была местная ассоциация малых отелей, лучшие гостевые дома и экскурсоводы полуострова. Я познакомился с огромным количеством выдающихся людей, получил море позитивных эмоций и, можно сказать, всё тогда видел в розовом свете. Кстати, с большинством участников того проекта я общаюсь до сих пор!
Проект был закончен, обязательства выполнены, а меня снова потянуло в Крым. Я специализируюсь на фотообзорах отелей и SMM для них, так что жил я снова в партнерских отелях. Однако никто больше не выставлял Крым в радужных красках, дело шло к зиме, а находился я в регионе Евпатория-Саки. Я много общался с местными. И стал обращать внимание на грязь, плохие дороги, ушатанную инфраструктуру, бедность, отсутствие работы и вообще каких-либо перспектив. Перебрался на ЮБК — к этому букеты прибавилось ещё и, мягко говоря, не очень вежливое отношение местных жителей и попытки обмана и развода на деньги почти на каждом шагу.
Исключением был Севастополь, база нашего флота. Он явно побогаче, живёт не только и не столько обслуживание туристов, так что атмосфера здесь другая. Очень красивый, комфортный город с весьма интеллигентными жителями. Прекрасные сталинки, парки, кипящая культурная и молодёжная жизнь. Причём город оказался не строгим военным, а очень разносторонним. На вечерних бульварах можно было услышать практически всю музыку мира, а группы играли НУ ОЧЕНЬ ХОРОШО! Однако Севастополь — город чрезвычайно дорогой. С ценами, близкими к Москве и Питеру, а зарплаты здесь редко превышают 25-30 тысяч. Если вы, конечно, не связаны с флотом. Люди здесь живут получше, чем в целом по Крыму, но, как мне показалось, многие тоже скорее выживают, чем живут.
Да, турист в Крыму может столкнуться со многими неприятностями. Но если Вы опытный путешественник, тертый калач, Вы легко всё это минуете. Да, многие отели и санатории ужасны, они втридорога продают номера, в которых стыдно даже размещать конюшню. Очень часто всё старое, ушатанное, вонючее. И пока есть люди, ведущиеся на перекупов и выбирающие жилье в аэропорту, такие варианты не исчезнут. Пожив в Крыму достаточно длительное время, я перестал воспринимать крымскую реальность как турист. И хоть крымчанином не стал, и Путина любить не начал, находясь в Крыму, стал называть Россию материком.
— Саша, ты откуда?
— Да с материка, с Волги…
Первые крымские проекты обеспечили меня пулом лучших клиентов. Это очень яркие и успешные представители крымского гостиничного бизнеса. И часть клиентов приходит через них. Однако большинство этих отелей ведет свои соцсети самостоятельно. И я решил расширяться. Стал посещать разные туристические тусовки, фестивали, выставки, делал рассылки, выступал спикером на мероприятиях, знакомился с людьми. Познакомился с кучей новых отельеров. Люди разные, но в основном классные. Однако вокруг них пасется огромное количество разного рода мошенников — тренеры, поставщики оборудования, нечистоплотные арендаторы, управляющие и т.д. Я не говорю, что все они мошенники. Но их там много.
И знаете, на материковой России когда ты говоришь в профессиональных ассоциациях о некорректном поведении их члена, о мошеннических действиях или прочих неприятных моментах, быстро принимаются какие-то меры. В Крыму же не так. Руководители ассоциаций удивленно разводят руками — не знаю, не видели, вроде бы нормальные. При этом при всем переговоры с рядом представителей крымского бизнеса — это скорее стрелка из 90-х. Тебя реально пытаются просадить по всем параметрам. И нередко ведут себя не просто жестко, но и грубо. А когда ты просто встаешь и говоришь, что не будешь с ними работать, очень удивляются.
Наверное, я не раскрыл тему. Я работаю на себя. И тоже фильтрую заказчиков. Если понимаю, что потенциальный партнер — человек проблемный, не буду связываться, даже если потеряю значительные деньги. Так вот, в Крыму 80% новых контактов — как раз такие проблемные люди. Они существуют в другой реальности. И, к сожалению, считают, что введение в заблуждение, обман, изменение условий сделки уже в процессе — это норма. Они считают, что обманывать туристов — это общемировая норма. Многие из них не хотят развиваться, учиться, и сильно негодуют по поводу разборчивых российских туристов. Проблема Крыма не столько даже в «уставшей» инфраструктуре, сколько в ментальности этих людей. И их уже не изменить!..
Я устал от этого отношения. И больше его не хочу. Ни на работе, ни в отдыхе. Тема Крыма для меня закрыта. По-крайней мере, на некоторое время. Все проекты в Крыму я сворачиваю. Буду лечить свои крымские болезни хорошим сервисом и всем остальным миром!
Другие мои материалы по теме: