Почему крымчане жалуются на жизнь?

Обычный двор в Севастополе

Крымчане очень часто выражают недовольство положением дел на полуострове. Давайте попробуем разобраться, почему они это делают…

Жителю средней полосы России сложно понять жителей южных регионов. Как можно, живя в таком климате, наслаждаясь морем горами и солнцем, быть чем-то недовольным? Другие считают, что из-за Крыма у России много проблем, а возвращение полуострова того не стоило. Другие же просто громко кричат «Ура» и «Крым наш». Я же ничего не кричу. И ничего не утверждаю. Поделюсь лишь эмоциями от своей жизни в Крыму и от общения с крымчанами. В последние годы я провожу на полуострове довольно много времени…

Впрочем, какой к чёрту полуостров? Сейчас Крым скорее остров. Хотя Крымский мост существенно упростил логистику и неслабо сказался на турпотоке. Признаться, с трудом верил, что мост сдадут в сроки. Так что очень рад за крымчан.

Я объездил практически весь курортный Крым, но это было скорее туристической поездкой, хоть и очень длительной. Пару недель я провел в Алупке, три недели в Севастополе, месяц в Саках и месяц в Евпатории. И хоть я жил в отелях и не снимал жилье, в остальном моя жизнь была близка к жизни обычных жителей этих городов. Прежде всего потому, что я приехал в первую очередь по делам, не обладал финансовыми излишками и временем на постоянные развлечения.

Итак, почему крымчане жалуются на жизнь? Отмечу, что жалуются далеко не все. К примеру, мои деловые партнеры, в основном, владельцы гостевых домов и небольших отелей, жаловаться как-то не намерены. Да — признают они — есть сложности, особенно с оформлением документов и контролирующими структурами, медленно развивается инфраструктура, но есть и позитивные стороны — растущий турпоток, более обеспеченные и образованные туристы, перезд в Крым множества специалистов из области индустрии гостепримства. Но это мнение бизнеса, причем это очень активные люди, настоящие энерджайзеры. Есть и другие. Их отели уже не соответствуют требованиям туристов, что-то менять они не хотят, и жалуются на жизнь. Раньше ждали запуска моста, теперь снова чего-то ждут. Наверное, момента, когда на столе появится кнопка «бабло». А она всё не появляется.

А как живётся в Крыму простым людям? По моим ощущениям, живется им довольно сложно. Зарплаты небольшие, работы мало, да и та в основном сезонная. Исключение — Симферополь, административный центр Крыма, где сосредоточен ещё и почти весь нетуристический бизнес; Севастополь, самый крупный и дорогой город Крыма, имеющий финансовую подпитку от Черноморского флота и вечно цветущая Ялта, жизнь в которой, в отличие от других курортных городов, не замирает и в зимний период. При этом цены на продукты довольно высокие. И какая-то беда с магазинами.

В этом году я поехал в Крым совмещать приятное с полезным — работу по проекту и отдых. Сначала в кипучий Севастополь, где, несмотря на осень, успел даже покупаться, а потом в уютную Евпаторию, где купаться было уже прохладно, но можно было бесконечно гулять, наслаждаясь целебной смесью морского и степного воздуха. Однако мне предложили интересную работу, так что замаячила перспектива остаться, и был смысл поискать одежду потеплее.

Не знаю, как в Севастополе — я лишь пару раз был в севастопольских моллах, и не нашёл там знакомых брендов, а в Евпатории с выбором всё было плохо. Крупных ТЦ там попросту нет, есть небольшие магазинчики, но ассортимент абсолютно не внушает доверия. Цены невысокие, но по качеству это что-то формата Черкизона. У некоторых вещей даже такой же специфический запах — запах 90-х. Есть, конечно, и приличные магазины. Но ценник там ощутимо выше материкового — за эти деньги в городах-миллионниках можно взять не просто добротные вещи из Турции, а уже что-то брендовое, с гарантией качества.

С работой тоже всё было непросто. Ради интереса я подписался на вакансии на hh.ru. Зарплаты в моей сфере (маркетинг) там были в размере 20-30 тысяч. В Евпатории вакансий по моей теме попросту не было. Я рад бы был сказать, что это всё временно, и с работой ситуация наладится. Но я был в Крыму и в прошлом году, примерно в тех же регионах и в то же время. Какие-то варианты были. Т.е. динамика как будто даже отрицательная. В сезон работа, конечно, есть. Но это не те деньги, на которые можно жить весь год. Если же говорить о понаехавших, то перспективы здесь печальные — все деньги при таких зарплатах будут уходить на аренду жилья.

Мне предлагали руководящую должность в турагентстве с предоставлением жилья и служебного автомобиля, и только это заставило меня рассматривать возможность переезда в Крым всерьёз. К тому же это было агентство из Севастополя, города, который я полюбил всей душой. Однако наведя справки и оценив реальное положение дел, как по бизнесу, так и Крыму в целом, я понял, от предложения благоразумнее отказаться, что и было сделано. Ломало потом долго, так как я уже морально настроился на жизнь в Севастополе. Как расстроилась моя (теперь уже бывшая) барби, не хочу даже описывать.

Многие крымчане думали, что развал промышленности и весь произвол был связан исключительно с Украиной и несколько странным отношением Киева к Крыму. Казалось, придёт богатая Россия, Путин наведёт порядок, и наступит рай. Однако рай наступил не для всех. Вернее, не наступил вовсе. При том, что 90% жителей Крыма, с которыми я общался, поддержали переход Крыма к России (поддеживают и сейчас), многие из них признали, что были несколько разочарованы. Причины разочарований просты — большинство чиновников осталось в своих креслах, вместе с зарплатами выросли и цены, практически просел самый нижний ценовой сегмент туристических услуг (квартиры, частный сектор, экскурсии и прочее), и многим людям, раньше работавшим на себя, пришлось искать работу.

Многие даже самые законопослушные представители бизнеса не могут подстроиться под российское законодательство, парадокс в том, что чиновники драконят тех, кто пытается работать по закону и платить налоги, и игнорируют тех, кто ушел в тень. Для последних, впрочем, вся эта история неизменно окончится печально.

Думаете, я скажу что всё плохо? ДА НЕ ФИХА! ;) Ассоциация отелей, с которой я работал по Крыму, начала размножаться почкованием. Теперь существуют уже две структуры. Ни один из отелей, с которыми я работал в Крыму, не закрылся. Отель в Коктебеле продолжает строительство нового корпуса; отель в Алупке продан, но его прежняя хозяйка теперь успешно занимается апартаментами; в Саках на территории отеля расширили кафе, поменяли мебель в номерах и построили на территории сцену циклопических размеров (теперь там хоть «Нашествие» проводи); мои друзья из Евпатории купили соседний участок с домом, теперь у них уже 30 номеров, планируется строительство нового корпуса. Мой знакомый из всё той же Алупки, бывший военный, не только издал книгу о своем городе, но и каким-то чудом умудрился на ней заработать. Многие знакомые, приехавшие с материка, открывают заводы (я был на заводе мороженого и на фабрике текстиля), сыроварни, винодельни и отели. И таких новых небольших бизнесов очень много!

Но сложно создать что-то новое, не имея финансовых резервов. В Крыму особенно, ибо в силу санкций (а на полуострове куда больше ограничений, чем на материке) экономика функционирует в усеченном варианте. Всё сложно с логистикой, банками, на полуострове почти не представлены международные и крупные российские компании. Да и не все способны создать свой бизнес. У меня, к примеру, нет таких данных. Мне, как и многим, куда проще сидеть и говорить, как всё плохо. Но общаяюсь с активными людьми, владельцами тех бизнесов, которые я перечислил выше, я меняюсь. И смотрю на мир иначе. Уверен, то же самое будет и с крымчанами. Большинство из них — чудесные, очень добрые люди. Люди, креативно мыслящие и со множеством идей. Многие из них растерялись, попав в новый мир, кто-то уже потерял всё и не знает, как начать жизнь заново. Но я верю, что всё получится. Не везде и не у всех. Но жизнь будет меняться к лучшему.

Я не буду говорить, что «Крым — жемчужина мира». Меня воротит от этой фразы. Меня раздражает то, когда люди не могут объективно относиться к своим городам и регионам, когда слишком критикуют или вешают нам на уши сладкую лапшу. Ведь не видя реального положения дел, нельзя исправить ситуацию к лучшему. Но мне хочется верить, что люди, жалующиеся на жизнь, когда-нибудь встанут, оценят обстановку и воспользуются открывшимися новыми возможностями.

В контексте Крыма, наверное, странно прозвучит цитата Джона Кеннеди: «Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность».»

Да, я сказал слово «кризис». Если по материковой России ещё можно рассуждать — в кризисе страна или нет, то для Крыма это время однозначно кризис. Но ведь и он полярен! Что-то рушится, что-то растет. Именно в это время реализуются масштабнейшие инфраструктурные проекты. И они никуда не денутся. И, хочется верить, что настанет момент, когда люди, жалующиеся сейчас на жизнь, будут иметь стабильные работу и зарплату, а отельеры, о которых я писал выше, из Крыма будут строить свои бизнес-империи. Да, я идеалист и мечтатель. Но уж больно хочется, чтобы жизнь в Крыму наладилась…


Мои другие материалы по теме:

Добавить комментарий