Свобода в облаке тумана

Ратуша Роза Хутор

Не всегда наши друзья и знакомые понимают, что слово «беженец» в нашем случае не просто юридический термин. Попробую объяснить нюансы…

Я решил поставить в качестве обложки материала своё фото с Розы хутор, сделанное в сентябре 2022 года. В тот день я купил билеты в Анталью. Я понимал, что скоро покину Россию очень надолго. Возможно и очень вероятно, даже навсегда. Было страшно. Но казалось, что потом станет легче. Легче порой действительно становилось. Но потом прилетали новые испытания и вызовы. Но хватит уже о грустном!

Настало, наверное, время перейти к тексту, написанному мной этим туманным утром. Место действия: город Мец, Франция, комната на 7 этаже общежития для просителей убежища CADA Blida. 20 мая 2024 года. Девятнадцатый месяц моей экстренной эмиграции…

Туманные перспективы

За окнами висит туман. Виден разве что соседний подъезд. Всё остальное скрыто белой мглой. Это очень похоже на наше будущее. Мы ничего пока не знаем. По логике что-то уже понятно, кое-что получилось выяснить. Но практика уже не раз показывала, что наша прежняя логика в эмигрантских делах скорее вредит.

Нет никаких гарантий, нет никакого постоянства, всё постоянно меняется. Что самое для нас ужасное, часто всё это совершенно непублично. Мы не можем оперативно узнавать об изменениях и, соответственно, о необходимости смены ориентиров и траектории движения. Советы людей из прежней жизни не помогают. Не помогают и советы людей из жизни, как я надеюсь, будущей. Ибо мы завязли в текстурах где-то посередине.

Друг недавно сказал: «Нее пользуйтесь этими платежными картами. Они для нелегальных эмигрантов из Африки». Я тогда не спросил, лишь подумал — а чем мы, собственно, от них отличаемся? Да, мы попали во Францию вполне легально. Мой кейс проверили и подтвердили авторитетные международные организации.

У нас есть некое подобие местных документов. И наши минимальные права защищены законом. Однако это всё скорее в теории. На практике мы живём в примерно таких же условиях, у нас так же нет денег, так же нет языка и полезных контактов, нам так же не будет здесь доступна хорошая работа. Самый оптимистичный для нас вариант на ближайшие годы — получить статус беженца и французские документы, поселиться в условно чистой муниципальной квартире где-то в арабо-африканском эмигрантском квартале.

Работать почтальоном, доставщиком пиццы или кассиром в супермаркете. Любая работа уважаема и важна. Но всю свою жизнь я шёл совершенно к другому. Возможно, для кого-то из выходцев из совсем уж бедных стран такой быт будет даже шагом вперёд. Но для меня это как возвращение в собственное прошлое — в студенческую общагу второсортного московского вуза в начале 2000-х. Причем это скорее общежитие Университета дружбы народов. Почти всё, чем я занимался в прошлой жизни, обнулилось. Причём что-то даже обнулил я сам. Так было нужно. Я не хотел идти на компромиссы с людьми, фактически оккупировавшими мою страну и уничтожающим страну соседнюю, братскую.

Мне часто говорят, что мы проходим свой непростой эмигрантский путь ради свободы. Да, ради свободы. Но свобода у нас пока весьма условная. Скорее даже несвобода. Да, есть правила. И мы их не нарушаем. Для меня несвобода — это тотальная зависимость от решений других людей. И в этом плане я сейчас несвободен абсолютно. И свободы в этом плане пока не ожидается. О свободе также не приходится говорить, когда ты фактически нищий. Ведь у тебя нет пространства для маневра. Да, это всё поправимо. Но время идёт, а жизнь одна.

У меня недавно спросили о свободе слова. Ощущаю ли я проблемы с ней во Франции. Нет, не ощущаю. Я не нарушаю местных законов и просто пишу в бложек на непонятном большинству французов языке. Но свободу слова у меня отобрали в другой стране. Двенадцать заблокированных сайтов и блогов — это довольно немало. Десять из них недоступны вообще, Гипертаблоид и ЖЖ доступны за пределами России или с VPN.

Т.е. говорить-то я могу, меня никто не ограничивает. Но так как я говорю лишь на русском и иногда немного на английском, меня во Франции мало кто слышит. Да и на новых площадках я пока не преуспел. В России меня тоже теперь мало кто слышит, но уже по другим причинам — чисто техническим, идейным и потому, что наши жизни теперь протекают в разных вселенных.

Для меня свобода — это некая условная независимость и простор для выбора и принятия решений. Не бывает абсолютной свободы, она мне и не нужна. Сейчас мне нужно привыкнуть к тому, к чему я не хочу привыкать. Принять многое из того, что я не хочу принимать. И мне хочется верить, что я найду свой путь. Более подходящий для меня и моей семьи.

Чего бы мне хотелось прямо сейчас? Наверное, испытать то чувство, когда мы летели с Олей вперёд на маленькой красной машинке по прекрасным полям и лесам. Я выложу это видео. Мы ездили в небольшое путешествие и возвращались домой. На следующий день мы должны были увидеться с родителями. А потом продолжать свою обычную, мирную и спокойную жизнь до следующих выходных и новых не слишком дальних путешествий.

Картинка выглядит убедительной, но это самообман. Мы прекрасно видели, куда катится страна. И понимали, что этой относительно недолгой для нас благополучной жизни скоро придёт конец. Однако я всё же прикреплю к тексту именно это видео с возвращением домой на закате. Та жизнь закончилась. Когда-нибудь начнется другая, новая жизнь. Сейчас мы тоже живём. Однако всем нам некомфортно двигаться вперёд в густом тумане. Так что мы мечтаем поскорее из него выбраться…

NB. Решил не собирать новую «Солянку», а просто добавить сюда пару своих заметок по другим близким и не очень темам…

Шаг за шагом...

Я, наверное, мазохист. Ведь у меня есть хорошие добрые друзья, которые хотят и могут помочь по многим вопросам. Но я сам хочу пойти на почту и лично отправить заказное письмо. Сам хочу записаться и пойти на рандеву в банк для открытия счёта. Да, в некоторых случаях без помощи, вероятно, не обойтись. Но многие шаги я хочу сделать сам. Я хочу учиться и приобретать опыт.

Да, это стресс. Да, потом ты как выжатый лимон. Но это как вождение машины. Хочешь научиться вождению — садись за руль. Иначе никак. Эмиграция складывается из маленьких задач. Поначалу они требуют много энергии. Страшно, непонятно, стрессово. Зато потом уже многое на автомате. Нужно лишь выработать эти шаблоны. Сложнее чем в Турции, думаю, мне уже не будет…

«Дайте, что ли, карты в руки»!

Получил ответ от поддержки Nickel. Без паспорта я не смогу получить карту. Отвечу сразу на вопрос, почему я не получил карту, когда на руках ещё был паспорт. Во-первых, я не знал, заберут его, или нет. Во-вторых, ранее я рассчитывал оформить карту местного «Почта-банка». А это уже более-менее полноценный платёжный инструмент, а не некий его суррогат для эмигрантов.

Но потом выяснилось, что до получения статуса беженца по этой карте и по счёту, вероятно, будет масса ограничений. В этом самом La Banque Postale я попробую открыть счёт и карту. Законные основания на это у меня, как я понимаю, есть. Вопрос лишь в том, не упрётся ли всё снова в наличие паспорта. И насколько функциональными будут счёт и карта до получения статуса беженца.

Злость на продажу

Меня всегда удивляли люди, которые продвигают свои услуги при помощи публичного уничтожения оппонентов (конкурентов). Лично у меня после такой демонстрации возможностей «специалиста» желание лишь одно — отправить его в бан. А потом с головой облиться антисептиком. Буйные отморозки никому не нужны. Никому и никогда. И именно поэтому они всегда так навязчивы. Но вряд ли эта стратегия им поможет…

Бишкек, ну как же так!..

Мне очень понравилось в Бишкеке. Мне по душе и город, и люди. Город уютный, люди интеллигентные, приветливые, простые. Но при этом я не тешил себя иллюзиями. После Антальи в Бишкеке ощущалось некое напряжение. Пару раз ко мне подваливали странные пьяные люди в национальных головных уборах. Говорили что-то на кыргызском. А у меня автоматом в таких ситуациях выскакивает ответ на английском. И это их явно смущало, отходили. Видимо, думали, что иностранец.

Конфликт там у меня действительно произошёл. Правда, не с кыргызом, а с чеченцем, выросшим в Бишкеке. Но потом мы разговорились. И разошлись, пожав друг другу руки, друзьями. Честно говоря, я не удивлён, что в моём любимом Бишкеке произошли беспорядки на национальной почве. Предпосылки, видимо, были. Но и очень расстроен. За десять дней в Бишкеке я успел полюбить эту прекрасную страну и этих добрых людей. И мне хочется, чтобы всё у них было хорошо…


Друзья! Если вам понравился текст, пожалуйста, поставьте лайк, подпишитесь на блог и поделитесь вашими эмоциями в комментариях. Благодаря этому материал увидит ещё больше людей! Десять моих каналов на Дзене, ЖЖ и мой сайт были заблокированы Роскомнадзором. Чтобы оставаться на связи, пожалуйста, подписывайтесь на мой телеграм-канал — t.me/udikov_am


Другие мои материалы по теме:


© Гипертаблоид редактора Удикова | Alex Udikov | Udikov.com

Добавить комментарий