Уезжая из Козьмодемьянска, замечаешь — за кадром осталось множество прекрасных домов. Но откуда такая красота и богатство в тихом провинциальном городке?!
Похоже, дело в том, что город жил не только только привычной для волжских городов торговлей, здесь была очень развита лесопромышленность. Более того, именно в Козьмодемьянске во второй половине XIX века проводилась вторая по величине после Архангельской лесная ярмарка России.
Именно в этот момент разбогатевшие купцы и лесопромышленники стали жить на широкую ногу и обильно украшать свои дома затейливой резьбой по дереву. На многих деревянных домах здесь можно встретить кованые водосточные трубы и другие элементы, не очень характерные для относительно скромных деревянных строений. Как говорится, могли себе позволить!
Увы, революция и наступившая диктатура большевистской номенклатуры прекратили стремительный рост Козьмодемьянска. И он стал обычным провинциальным городом без особых перспектив.
И лишь прекрасная деревянная резьба и довольно большое количество добротных исторических особнячков напоминает о былом величии города, успевшим стать крупнейшим центром торговли лесом на Волге.
В наши дни в Козьмодемьянске работают довольно крупные для городка в 20 тыс человек предприятия, но это уже совсем другая история и совсем другая экономика…
Козьмодемьянск — настоящая русская провинция, хоть и входит в состав республики Марий Эл. Удивительно, но официальное название района — Горномарийский. Правда, никаких гор здесь нет, но оврагов и возвышенностей немало. Для того, чтобы ехать в областной центр, нужно переправляться на пароме или долго пилить в объезд через Чебоксары. Это, наверное, и объясняет некоторую изолированность городка.
Здесь тихие безлюдные улочки, приветливые жители и атмосфера полнейшего покоя. Хочется сидеть на резном балкончике и пить чай на листьях смородины, взирая на проплывающие мимо корабли. Когда приходит речной лайнер, жизнь на этих улочках, как и сотню лет назад, оживает. Появляются уличные торговцы с ширпотребом, голосистые гармонисты и даже профессиональные попрошайки. А потом снова тишина — до следующего теплохода.
В Кузьме не чувствуешь нищеты и безнадеги — уж больно солнечно и красиво. Но понимаешь, что бедность рядом. Люди здесь живут небогато, но в них чувствуется достоинство.
Где-то здесь, в таких городках, дремлет загадочная русская душа. И я даже не знаю, проснется ли она, задышит ли полной грудью, погонит ли прочь супостатов, захвативших изнутри нашу Родину.
Где вы, наши Минин и Пожарский, на какой печке, в каком городе дремлет наш Илья Муромец?! Ответ мы все прекрасно знаем. Они внутри нас. Когда МЫ ВСЕ начнем бороться за наше настоящее и будущее, тогда и начнутся перемены к лучшему!..
PS. С историей города я знаком очень скромно. Козьмодемьянцы, если я что-то напутал, поправьте меня, пожалуйста, в комментариях!
По обратному пути открыли грибной сезон. Половину лисичек даже не взяли — сухо, они как деревяшки…
Как вам город?
Другие мои материалы по теме: