Как один журналист губернатора устранил

Здание правительства Чувашии

«Четвёртая власть» в очередной раз доказала, что может не только служить власти, но и лишать её…

Внимание! Это текст 2020 года!

Решил всё же поделиться моим личным виденьем ситуации, связанной с отставкой главы Чувашии Михаила Игнатьева. Отмечу, что в Чебоксары я вернулся относительно недавно. И практически всё время правления Михаила Васильевича прожил в Казани. Я не вхож во властные круги, достаточно плохо информирован, не слежу за происходящими в республике событиями. Это связано в первую очередь с тем, что моя деятельность сосредоточена на других регионах.

Я журналист с достаточно большим опытом. В прошлом я был замдиректора одной из крупнейших и наиболее уважаемых в Казани газет — «Вечерней Казани». Причём отвечал я именно за сайт. Фактически это была работа редактора сайта, трудился я вместе с коллегой, шеф-редактором онлайн-редакции Романом Шамсутдиновым. Газета была независимой, её владельцем был главный редактор издания, Хазбулат Шамсутдинов. «Правду ПФО» независимым изданием не считаю, однако при этом, на мой взгляд, это самое качественное СМИ в нашем регионе. А её редактор, господин Белов, безусловно, матёрый профессионал.

Повторюсь, я очень плохо информирован. И понятия не имею о том, что происходит в кабинетах высокопоставленных чиновников. Но, возможно, кому-нибудь будет интересен взгляд на ситуацию со стороны экс-редактора СМИ, схожего по тематике и философии с «Правдой ПФО».

Наверное, стоит упомянуть, что на закате правления Николая Фёдорова, предшественника Михаила Игнатьева на посту главы республики, я участвовал в работе предвыборного штаба «Справедливой России» по Чувашии. Тогда чувашские эсеры расщедрились и выписали из Москвы матёрых пиарщиков из агентства стратегических коммуникаций «Николло М». Написал для них несколько статей, причём под собственной фамилией, писал, собственно, о том, что думаю, давал свои оценки уровня развития региона. Но когда от меня захотели именно предвыборных агиток, наши пути разошлись. Не могу не отметить, что приезжала к нам весьма профессиональная команда. И многие факты, которые, к примеру, они мне рассказали о подноготной выборов 1996 года, потом подтвердились.

Деятельность «Правды ПФО» многие информированные люди так или иначе связывают с партией «Справедливая Россия». А в результате отставки Михаила Игнатьева выиграла именно эта партия, так как ВРИО главы республики Олег Николаев именно эсер. И операция, при которой Михаил Игнатьев «утратил доверие», на мой взгляд, была проведена более чем успешно. Да, многое здесь было случайностью. Однако деятельность «Правды ПФО» вовсе не случайность. И не случайность то, что возглавляет её, пожалуй, самый сильный журналист республики. Это долгосрочная стратегия. И она принесла свои плоды. Господин Белов, думаю, сам того не желая, выступил в роли этакого губернаторского киллера. Не думаю, что когда вся эта каша только заварилась, кто-то мог предполагать, к чему она приведёт.

Убийца губернаторов

Мой личный опыт говорит о том, что «выстреливать» могут самые неожиданные темы. А порой могут и не выстреливать. Процесс этот управляем — это бесспорно. Но управляем вовсе не настолько, как можно подумать. Очень часто звучит мнение, что весь шквал публикаций об Игнатьеве — это «заказуха». Однако, на мой взгляд, здесь сработали другие механизмы. Во-первых, сами темы были хайповыми. Но история с мчсовцем не зашла бы так далеко без первого скандала. А там во многом сработала схема «наших бьют» и, казалось бы, уже почти забытая журналистская солидарность. Даже не солидарность, скорее…

Весь груз журналистской боли вылился на косноязычного главу республики, даже, видимо, не понимавшего, что именно он говорит. Игра в сильную власть стоила ему этой самой власти. Да и «четвёртая власть» вдруг показала, что с ней всё же нужно считаться. Организовать такую волну очень сложно и чудовищно дорого. На мой взгляд, во многом она была стихийной. А когда вопрос, видимо, уже был решен, подключились «Едро» и госСМИ.

Меня, честно говоря, поначалу тогда тоже «бомбануло». Вот что я написал в небольшой заметке для своего канала на «Яндекс Дзене»:

На мой взгляд, Михаил Васильевич сделал более чем необдуманное заявление. Ведь не секрет, что кресло под ним давно уже шатается. И в этом случае самое разумное — держаться подальше от скандалов и не подсовывать самолично козыри в рукав своих оппонентов. Вряд ли кто-либо из политиков или чиновников укрепил свои позиции, публично призывая «мочить журналистов». Ведь в итоге журналисты начинают «мочить» автора высказывания. Введите «Михаил Игнатьев» в Яндекс-новостях и посмотрите на выдачу.

Здесь надо понимать, что есть так называемые «неприкасаемые» вроде Сечина. Он может говорить что угодно. И ничего ему за это не будет — в любом случае он выиграет все суды. А вот рядовой губернатор не из «отличников» должен быть осторожнее. Я же публично заявляю о нейтралитете в этом конфликте. Ребята, давайте жить дружно! И, простите, «фильтровать базар».

Публикация «Правды ПФО» появилась в новостных агрегаторах, там её подхватили крупные СМИ, включая «Медузу», и понеслось. Волну частично погасить смогли бы грамотные действия пресс-службы, но… увы и ах. На опережение никто не сработал. А ведь, по-сути, у администрации главы Чувашии было воскресенье. Целые сутки в таких ситуациях — это очень много! Но в Чувашии занялись поисками врагов и виноватых. И тут грянул второй скандал. Кстати, он мне уже показался заказухой — «чувствовалось, что процесс «мочилова» запущен. Учитывая источник, через который видео попало в редакцию издания (не могу его называть), выглядела вся эта история как «контрольный в голову». Да, господин Игнатьев сам себе это устроил. Но чудил он всегда. Просто на этот раз сделал это он удивительно невовремя!

Естественно, администрация Путина тщательно мониторит СМИ, интернет, общественное мнение, но на мой взгляд, реагирует она лишь на достаточно резонансные темы. Видимо, «Индекс Игнатьева» был достаточно высоким. Информация легла на стол президента, и участь главы региона была решена.

Что же касается главреда «Правды ПФО» Александра Белова, то, думаю, он сам не очень-то рад попаданию в эту историю. Тот, кто хоть раз проходил через жернова системы, поймёт. Ситуация могла развиваться по-разному. И если бы ВРИО главы Чувашии вдруг назначили бы не эсера, а какого-нибудь единоросса из другого региона (чём кремль не шутит!), то, думаю, над изданием нависла бы тёмная туча. В провинции обычно все СМИ под контролем, а «Правда ПФО» — это занесённый над головой у местной власти меч. Причём, как оказалось, меч вполне реальный. Я бы даже сказал, что это информационная палица. Однако Олегу Николаеву её опасаться явно не следует…

А вот бывшему главе — ещё как. Ведь его персональный кошмар только начинается. Но СМИ — это цветочки, а на очереди ягодки. «Утрата доверия» — это очень серьёзно! И из «Едра» до Игнатьева, кстати, губернаторов не исключали. Видимо, готовится очередная показательная порка. На месте Михаила Васильевича и его окружения я, не собирая чемоданы, срочно рванул бы поправить здоровье в какую-нибудь экзотическую страну. Причём чем быстрее и дальше, тем лучше…

Тем не менее, несмотря на моё личное мнение о Михаиле Васильевиче, в этой ситуации я отношусь к нему с сочувствием и не держу зла за весь этот застой в республике. По-сути, он был таким же заложником системы, как и мы все…

Михаил Игнатьев Чувашия


Мои более ранние посты по теме:

Добавить комментарий