Десять ужасов лужковской Москвы

Москва-река

Безусловно, Юрий Лужков был фигурой очень разноплановой. Как и Москва его лет. На мой взгляд, лужковская Москва была скорее ужасной, чем уютной и милой. Ниже 10 моих железобетонных аргументов считать именно так.

Решил повспоминать, какой была Москва лужковского периода. Я жил в Москве с недолгими перерывами с 2003 по 2009 год. Много переезжал, но дольше всего прожил в Бибирево, меньше — в Выхино-Жулебино и совсем недолго в Тропарёво-Никулино. Но рассказывать я буду не о своих районах, а о своих эмоциях от Москвы в целом. Вернее, о недостатках Москвы того времени. О хорошем, наверное, лучше поспрашивать москвичей. Я же был «понаехавшим».

Серая Москва

Отмечу — я ни разу не сторонник мэра Собянина и его администрации. Но собянинская Москва лично мне ближе лужковской. Впрочем, я в ней не живу, а лишь иногда бываю. При Лужкове масштабные злоупотребления градоначальника и близких к нему людей всё же выглядели именно как злоупотребления, хоть и сделать с этим было ничего нельзя. Но тогда была надежда на будущее. Сейчас же эти злоупотребления градостроителей, как мне кажется, стали нормой и фундаментальной частью системы построенной ещё «крепким хозяйственником». И надежды на светлое будущее города и страны при этой власти уже, к сожалению, нет.

Парк Царицыно

К самому же Лужкову я относился, как ни странно, неплохо. И в моей памяти он остался добродушным улыбчивым человеком. Такие вот несостыковочки. Но давайте всё же о минусах города, а не о достоинствах и недостатках бывшего мэра.

1. Трудовые мигранты

Москва периода Юрия Лужкова запомнилась мне огромным количеством трудовых мигрантов. В некоторых областях «неместные» уже преобладали. Причём я говорю не только о кавказцах, но и об азиатах. Многие из мигрантов вели себя достаточно агрессивно. Но это больше шпана и бандиты. Настоящие работяги обычно мало куда выходили и вели себя тихо. Сначала было больше молдован, украинцев и белорусов, потом стало больше кавказцев и немонголоидных азиатов.

2. Рынки

В некоторой степени Москва лужковского периода представляла собой один огромный рынок. Рынки были почти у каждого метро. Огромный рынок существовал на «Лужниках» и настоящий «рынок-город» — в Черкизово. Черкизон, великий и ужасный. Это было самое опасное и самое грязное место в городе. А его дыхание отравляло все близлежащие районы. Москвичи из них потихоньку уезжали.

3. Бомжи и попрошайки

Ещё один обязательный атрибут той Москвы — бомжи и попрошайки. Если в городе можно было просто обходить их стороной и с ними не сталкиваться, то в метро один такой персонаж мог отравлять воздух в доброй половине вагона. Нередко они спали, развалившись на сиденьях. И потом, честно говоря, не хотелось заходить в метро. Другой бич — инвалиды-попрошайки, объезжающие вагоны и разного рода продавцы всего. Особенно они были активны на линиях с открытыми перегонами, где шума было меньше, соответственно, их было слышно.

4. Застроенные площади

Практически все свободные площадки у метро при Лужкове были застроены ужасными павильонами. Проспекты и перспективы были закрыты длинными торговыми комплексами, вдоль дорог, закрывая жильцам нижних этажей свет, расположились торговые галереи. А сами магистрали и бесконечные эстакады, расширившись, отобрали у москвичей и гостей столицы последние метры жизненного пространства.

5. Ужасные маршрутки

Хоть при Лужкове общественный транспорт развивался, строились новые станции метро, закупались автобусы и был даже построен монорельс, до метро горожан доставляли в основном разношерстные маршрутки. Причём можно было попросить высадить тебя в любом удобном месте. Управляли ими чаще всего всё те же мигранты. Если в самой Москве маршрутки были ещё более-менее, куда-нибудь в Марьино или Лыткарино, или любые другие пригороды можно было запросто поехать, сидя на табуретке, поставленной на пол. Так сказать, дополнительное «откидное» место. Я не шучу!

6. «Регистрация» и поборы милиции

Ещё в довольно недавнем прошлом любому обладателю неславянской внешности ходить по Москве было довольно сложно. Ибо милиция попросту хватала людей на улице и требовала денег. От поборов мог спасти билет на поезд с датой не позже чем трое суток от нынешней или та самая бумажка «регистрации». Впрочем, многие «регистрации» тогда были липовыми, но даже настоящий документ ничего не гарантировал. Помню, меня разводили на деньги, утверждая, что на моей регистрации не было фотографии. Однако документ был вполне легальный, оформлял я его сам, справка была на три года, и фотографии на ней и не должно было быть — она лишь для регистраций до полугода.

7. Беспорядочная парковка

В «моей» Москве все тротуары в центре были заставлены грязными автомобилями. В спальных районах ближе к метро они порой могли стоять даже в два ряда. Из-за этого город превращался в какую-то огромную беспорядочную стоянку. Во дворах было настоящее кладбище техники. Эвакуаторов тогда ещё, кажется, не было.

8. Уничтожение памятников старины

То, что не добила советская власть, успешно уничтожали застройщики столицы. При полном согласии и содействии московских властей, естественно. Старая Москва исчезала буквально на моих глазах. Отдельная история — снос памятников архитектура и замена их плохой современной копией.

9. Безвкусные новоделы

При Лужкове в Москве понастроили огромное количество новодельных чудищ. Казалось, что лужковские архитекторы объявили войну советской строгости, а так же хорошему вкусу и хоть каким-то понятиям стиля. Борьба шла при помощи оромных, желательно цветных, остеклений, всевозможных башенок, из некачественных материалов, но так, чтобы выглядело «дорохо-бохато».

10. Тотальная коррупция

Не буду в очередной раз говорить о супруге Лужкова госпоже Батуриной и её девелоперской компании «Интеко», которой всегда доставались самые лучшие куски московского пирога. Помню, как-то меня подвозил один бизнесмен, работающий в сфере ритуальных услуг. Он мне нарисовал столь масштабную схему московской коррупции, что я был ошеломлен. Человек оказался удивительно осведомленным. Что-то из того, что он мне сообщил я, позже, работая журналистом, проверил. Вс подтвердилось. Оказывается, люди Лужкова кормились практически на всём!..

Продолжать мой список можно бесконечно. Но, наверное, уже хватит…

Мои старые посты по теме:
Как изменилось моё отношение к Собянину?
Москва и МКАД с высоты 25 этажа
Виды Москвы с крыши Центрального Дома Туриста (Отель Astrus)

Добавить комментарий