Комбат Рязин, командир танка Хетагуров, санинструктор Шахов и У-2 #PobedaExp

u2
Фото igor113

Продолжаю публиковать мемуары деда. Итак, осень 41-го и город, который для меня никогда не был просто населенным пунктом — Волоколамск. В этом отрывке не столько о жизни деда, сколько о его командирах.

«… Примерно через месяц вернулся из госпиталя наш прежний комбат Рязин, но должность комбата уже была занята. Рязин назначили заместителем командира батальона. Рязин тогда был ещё совсем молодой. Ему было лет 20-21. Он только перед войной окончил пехотное училище и был назначен командиром взводав 14 мотострелковый полк 14 танковой дивизии, которая дислоцировалась в городе Нарофоминске. Выходило, что он воевал в местах своей довоенной службы. Нарофоминск он знал. Ему были известны каждый переулок, каждый дом, каждый овражек и т.д. Командование полка и дивизии это знало и использовало. Лейтенанта Рязина часто посылали в город на разведку во главе разведгруппы, и они не раз возвращались из города с добычей-«языком». Один раз Рязин ходил с группой разведчиков в город и там подорвал штаб немецкой дивизии, который находился в здании почты.

К этому времени лейтенант Рязин уже был награждён орденом Красного Знамени. Говорили тогда, что за подрыв штаба немецкой дивизии он представляется к награждению орденом Ленина. Затем Рязина назначили командиром I-го батальона, но он там командовал недолго — был ранен и эвакуирован в тыл. Больше комбат в полк не вернулся. Он приезжал в полк летом 1942 года, когда наша дивизия находилась в резерве фронта, но был уже безруким инвалидом войны.

Я хорошо помню по тогдашним разговорам, как командир полка майор Балоян и командир танка из 5-й танковой бригады дивизии лейтенант Хетагуров прорывались через мост в город. Танк Белояна не смог прорваться и вернулся обратно. А Хетагуров на своём танке прорвался в центр города и расстреливал там пушки, машины, давил их гусеницами и вернулся обратно невредимым, но с большим числом вмятин на корпусе танка.

Нельзя не сказать много хороших слов о ночных легких бомбардировщиках. Под Нарофоминском они работали славно. Это самолёты У-2 (позже — ПО-2), прозванные немцами «Рус-фанер», а нашими бойцами любовно «Кукурузниками», «Старшиной фронта» и др. Эти самолёты летели низко над домами: Тр-Тр-Тр, а перед линией фронта выключали моторы и над территорией, занятой противником, они уже парили без шума и сыпали на головы фашистов мелкие бомбочки, гранаты и шары с горючей жидкостью «КС». Пока опомнятся немцы, самолёт уже за домами, и зенитными средствами его не достать. И так всю ночь. Одни самолёты отбомбятся — прилетают другие, ни на час не давая немцам покоя.

По боям в районе Нарофоминска мне хорошо запомнился санинструктор Сереже Шахов. За проявленную отвагу и вынос с поля боя большого числа бойцов и командиров он ещё тогда был награждён орденом Красного знамени.

Бои в Нарофоминске шли жаркие. Немцы постоянно атаковали позиции нашего полка, но нигде успеха не имели. На несколько часов они заняли военный городок, но вскоре были выбиты. Из небольшого плацдарама у железно-дорожного моста, о котором я писал выше >>>, они тоже были вскоре выбиты.»

Продолжение следует. Пост для желающих принять участие в экспедиции #PobedaExp, здесь >>>.

Добавить комментарий