Буквально за три дня прочёл «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург. Раньше о ней я ничего не знал, а книгу решил прочитать, заинтересовавшись творчеством Василия Аксенова. Так вот — все три части я прочитал за три дня. Читал урывками, с экрана нетбука, поздно ночью и утром до работы, но оторваться не мог. Это мемуары женщины, прошедшей сквозь мясорубку сталинских лагерей. Причем ужасы эти описаны весьма буднично и правдоподобно. Я не очень люблю эту тему — о страданиях людей очень тяжело читать, но, по-моему, именно Гинзбург описала события тех лет лучше всех — очень честно, не жалея читателя.
Мелкие события меняли жизнь «тюрзака» самым радикальным образом — неделя в больнице могла спасти жизнь, увеличение пайки на жалкие пару десятков граммов помочь выжить, а немилость начальства чаще всего приводила к «смертным» работам или этапам. Книга как будто учит жить, заново понимать жизнь, любить людей и помогать просто так, без надежды на ответную услугу, помогает оглядеться и вдруг начать радоваться простым и привычным пустячкам. Вернее, просто дает новый повод ценить жизнь и радоваться ей.
Я вынес из книги много хорошего. А плохое для меня вовсе не было новостью. Мало кто описывал жизнь ТАМ так откровенно, без стеснения и недомолвок. Не буду твердить и преступности того строя и его палачей — по, моему, это понятно и без книг. Повторюсь — я считаю, что книга дает нам другое. Она учит вцепляться в свой маленький кусочек счастья и наслаждаться им. Это вовсе не означает, что не надо ни к чему стремиться. Просто вдруг понимаешь, что жизнь, свобода и любовь — это счастье, независимо то того, в каких условиях они протекают.
+ Пара фотографий
Евгения Гинзбург, Василий Аксенов и доктор Вальтер за столом, Магадан
Конечно, Вам — как новообретённому казанцу — многое ещё неизвестно, но это поправимо. В контексте аксёновской темы посмотрите, например, последний (августовский) номер журнала «Казань» — там много о Василии Аксёнове. В том же журнале можно прочитать исследование о палачах Аксёнова-старшего («Заключительный «аккорд» большого террора»), много чего содержится в каждом номере этого удивительно интересного журнале. А Вы читаете «Казань»? Выписываете «Казань»? Знакомы с создателем и мотором журнала (Юрий Анатольевич Балашов)? Если на все вопросы ответите НЕТ, Вы ещё далеки от того, чтобы быть настоящим казанцем, но у Вас хорошие шансы им стать (слежу за Вами в Сети), так что постарайтесь на мои вопросы твёрдо ответить «ДА!».
Успехов Вам
Ваш ЭГ
@Эрнст Галимович (ЭГ), нет, не выписываю. Но иногда читаю — когда в руки попадает. С Юрием Анатольевичем не знаком. Стану ли я насоящим казанцем… Даже не знаю. Думаю, во мне в любом случае останется что-то инородное.
Все же казанцем, как и москвичом, нужно родиться. Во мне уже три мира — чебоксарский, московский, казанский. И не факт, что На Казани все остановится.
А за наводку по журналу спасибо — посмотрю )
Помню, первое знакомтво с журналом произошло благодаря Олесе Балтусовой — у неё были предложения для нашей редакции и она занесла журнал. Читал с большим интересом. Я вообще люблю «толстые» журналы, с редакцией одного из московских журналов даже дружил )
Многие казанцы ( мусульмане , татары ) категорически не любят, оказывается, Аксенова. на просто, как писателя, а потому , что он 11 сентября 2001 года нелестно отозвался о мусульманах и якобы говорил, что ИХ, мусульман, надо давить и т.п. — это правда ?
@Анна, впервые об этом слышу.