Возвращение «Берёзок», концерты советской музыки в храмах и реванш силовиков. Реальность всё больше похожа на плохие анекдоты их 90-х.
Недавно я пересматривал фильмы «Брат» (1997) и «Брат 2» (2000). Если первый фильм вызвал скорее приятные чувства — он своего рода памятник эпохи, то местами при просмотре второго фильма мне было уже не по себе. Чувствовалось, что страна пошла по великодержавному пути. Раньше над этими шутками мы все смеялись. Потому что они были именно шутками. И именно из-за их нелепости и неуместности они и были смешными.
― Слышь, земляк, а где здесь русские живут?
― Москаль мэни нэ зэмляк.
― Бендеровец?
― Чего?
— Вы мне еще за Севастополь ответите!
Сейчас же я начинаю немного ностальгировать по временам, когда можно было мечтать о развитии и том, что Россия станет полноценной частью мира, а не удалится, ведомая обиженным семидесятилетним мальчиком в свою берлогу. Реальность и правда начинает напоминать анекдоты середины 90-ъ годов. Тогда этот жанр ещё не умер. Помню, где-то в те годы мне попалось шуточное объявление:
«Дорогие друзья, Товарищи! В субооту 7 ноября в 18.00 в ДК имени Дзержинского пройдёт вечер белогвардейского романса. Вход свободный.»
Смешно? По мне так очень. Но тогда подобные странные сочетания вызывали скорее улыбку. Казалось — как здорово, что это всё в прошлом и никогда не больше не повторится. А сейчас… Сейчас сложно понять — 1933 год наступил, или 1937? Очень уж всё схоже. Порой мне снится, что я сплю. И что вся эта реальность — именно плохой сон. Так не хочется просыпаться, вы бы знали! Ибо новости веют каким-то жутким сюром. Вот вам парочка свежих заголовков:
1) В России откроют магазины беспошлинной торговли для дипломатов и членов их семей (чем-то это напоминает советские «Березки»). Для того, чтобы купить товары в таких магазинах, которые откроют в Москве и Петербурге, надо будет предъявить документы, подтверждающие статус.
2) «Быстрый способ перенестись в вожделенное прошлое». В храме Христа Спасителя проведут концерт «Хит-парад СССР». В описании мероприятия говорится: «А помните, какое раньше мороженое было вкусное?», «А какое кино умели снимать…», «Да и люди тогда были как-то добрее, отзывчивей…»
В очередной раз скажу, что вся эта история с ностальгией по советскому прошлому кажется мне этакой спланированной операцией. Ну нельзя же не видеть, что возвращается вовсе не то хорошее, о чём любят вспоминать люди. Возвращаются запреты, дефицит, бедность и КГБ. А с «самым вкусным пломбиром» лично у меня нет никаких проблем. Он производится в моём городе. По вкусу точно такой же. Родители его постоянно покупают, угощаюсь, когда захожу к ним в гости.
Я одного не понимаю — что делать, если я не хочу в прошлое? Туда не вернуться, это нереально. Вспомним прогрессивные реформы царя-Освободителя Александра II, правившего с 1855 по 1881. Страна тогда сделала мощнейший рывок вперёд. Реакционная политика его сына, Александра III, правившего с 1881 по 1894 годы, свернула многие важные нововведения. Однако страну, сделавшую первые глотки свободы, уже нельзя было развернуть назад. Император Николай II стал последним российским царём, а страна рассыпалась и погрузилась в пучину гражданской войны.
Но кто знает, что было бы, если б народовольцы не совершили свой теракт, а Александр II прожил бы долгую жизнь и многое успел бы изменить? Вероятно, и политика его сына была бы помягче. Понимаю, история не имеет сослагательного наклонения, но… Помню ролик на ютубе, появившийся в открытом доступе не так давно. В новогоднюю ночь на 2001 год Ельцин при звуках впервые звучащего «нового старого гимна» на музыку Александрова, едва заметно поморщился и на вопрос о том, как он относится к этой музыке и тексту, негромко произнес: «Красненько». Хочется верить, что он жалел о своём решении, обрекшем Россию и родственные нам народы на большое горе…
PS. Если честно, я не очень понимаю, как дальше заниматься своим делом в стране, кочующей к Северной Корее. Как только я начинаю что-то новое, прихожу в этой сфере к успеху и устойчивому росту, тут же выходит новый идиотский запрет. Направление сдувается. А старые проверенные заказчики начинают беднеть и подумывать о банкротстве. Но бизнес-то ладно, выкручусь как-нибудь. Страшно заводить в этой стране детей. Я говорю ЭТОЙ СТРАНЕ. Потому что совсем не такой я вижу Россию моей мечты…
А у вас сейчас получается сейчас строить планы? Я как только сажусь за стратегический план по проектам, тут же накатывает депрессия. Ибо это всё похоже на известную историю о самурае, у которого нет цели, а есть только путь. И путь этот ведёт в тупик…
PS. Изображения к публикации — работы из экспозиции петербургского музея современного искусства «Эрарта». Пост о визите на выставку я назвал «Бездна, которая заглядывает в тебя…»
Другие материалы по теме: