Илон Маск провинциального разлива

Тетрис

Представьте — провинция, тишина, недобитая советская промышленность, влачащая жалкое существование… И вдруг посреди этого суперсовременный завод, которым управляет молодой изобретатель с горящими глазами!..

После неудачной истории с сочинским отелем я плюнул на другие похожие варианты и вернулся в Чебоксары. Обычно в городе нет никаких нормальных вакансий, но меня вдруг неожиданно начали рвать на части. Что это было за майское обострение, до сих пор не понимаю…

Устроился на работу в компанию «Тетрис» (имя изменено). У компании был большой завод строительных конструкций (пусть будет так). А меня пригласили кем-то вроде маркетолога. Но так как для компании работала целая команда маркетологов, меня чтобы никого не обижать, назвали «креативным директором». Я, скажем так, должен был вести маркетинговую поддержку новых, а вернее, давно забытых старых проектов компании, отвечать за социальные сети, курировать запуск журнала, по факту же я ещё и фотографировал, занимался контентом, участвовал в организации мероприятий застройщика, готовил презентации, и даже рисовал открытки. Разок даже провел мастер-класс по услуге «Ремонт под ключ». Проекты компании, которыми мы занимались, потихоньку начинали приносить прибыль, чего в прошлом с ними не бывало.

Но длилось всё это недолго. В один прекрасный вечер мне позвонила бизнес-ассистент нашего директора и сказала, что договор мне не продлевают. Потом немножечко пришлось повыбивать свои деньги, но в целом к компании у меня нет претензий. Кроме конечно, самой формы моего увольнения — как-то это трусливо что ли, ведь я подчинялся напрямую именно директору, а не разным его помощникам. Потом уже я узнал, что попросили уйти и моего коллегу, руководителя отдела продаж. А уже от главы этой строительной империи я узнал, что проекты наши закрывают из-за финансовых проблем головной компании. Краем уха слышал, что вот-вот у нас должны были арестовать счета.

Честно говоря, надо было вместо «Тетриса» пойти руководителем отдела маркетинга в автохолдинг, имеющий в моём городе кучу автосалонов, там и денег предлагали больше, но меня манило инновационное производство. Завод был абсолютно потрясающий — я мог его сравнить разве что с заводом Ford Sollers, где я раньше иногда бывал. На конвейере всё делали роботы. Да и продукцию наши люди в теме очень нахваливали. Мы же работали не в районе, где были наши карьеры и сам завод, а в столице республики. У нас был потрясающе красивый шоурум, где уже при мне активно стали проводиться всевозможные модные бизнес-тусовки. Это был один из способов привлечения клиентов в проекты.

Шоурум действительно имел очень яркий дизайн, причём продукция завода была интегрирована в него не просто креативно, но и остроумно. Из образцов глины были вылеплены точные копии воинов терракотовой армии империи Цинь. И вообще, в шоуруме повсюду были, казалось бы, незначительные детали, которые у меня, человека с тягой к культуре и истории вызывали бешеный восторг. Да и люди в компании работали приятные. Так что я укоротил свои финансовые хотелки, забил на автохолдинг, и пошёл к строителям. Были, конечно, моменты, которые меня настораживали, но я старался о них не думать.

Наш директор, сын главы строительной империи, говорил очень правильные вещи. Они невероятно меня зажигали в первое время. Такие передовые идеи у нас в провинции! Однако я заметил, что мои коллеги, работающие там уже длительное время в ответ больше грустно вздыхали и сидели с отсутствующими лицами. Потом я понял, почему. Дело в том, что в компанию и её подразделения набрали очень много «своих». Качество их работы зачастую мало кого устраивало, но сделать было ничего нельзя. При этом мы постоянно изобретали велосипед. Кстати, инновации наш директор использовал не во всём. Мне было очень интересно, на чём же ездит наш провинциальный Илон Маск. Оказалось, на «Мерседесе» S-класса. Видимо, старом папином. Скучно! Помню, я ожидал, что это будет, как минимум, Tesla…

Помню, я разработал концепцию нового сайта взамен старого, реализованного невероятно криво. Потом нашёл разработки маркетолога, работавшего до меня — мне переслало их партнерское маркетинговое агентство. В компании мне никто даже не сообщил, что эта работа когда-то делалась! Похоже, директора вся эта мирская суета интересовала мало, он хотел творить! Так вот, наши разработки не пригодились, ибо было решено воспользоваться услугами друга директора из Москвы. И пришлось изобретать велосипед уже третий раз — на основе их самоката. От орфографических ошибок на их сайте, по-моему, скрипел зубами не только я. К сожалению, так в компании делалось всё.

От меня же требовали организовать выпуск и распространение журнала, сверстанного ещё год назад. Журнал был действительно неплохой, содержательный, с неплохой версткой и интересными статьями, в том числе и об истории города, что мне близко. Но никто, кажется, не просчитывал, возможно ли в принципе издание такого журнала в небольшом провинциальном городе. Мне лично было очевидно, что это очень дорогая имиджевая игрушка, которая изначально обречена на провал. Как выяснилось, компания не платила за этот журнал, а просто отгрузила подрядчику стройматериалы на кругленькую сумму. Подход подрядчика был вполне логичен — вот вам журнал, а после нас хоть потоп. Отмечу ещё раз, что работу свою ребята при этом выполнили очень творчески и добросовестно! А печать, реклама, распространение — это уже не их война.

И Илон наш провинциальный Маск, видимо, решил, что издавать журнал нужно максимально дёшево. Им буду заниматься я. Помимо всех остальных обязанностей. Редакция, система распространения и даже рекламный отдел — это всё я. Человек оркестр с зарплатой скрипача. Огонь, конечно, идея!!! Инновационный подход в действии! В это время я уже подумывал об уходе. Я не раз выводил B2B-журналы на рынок в разгар кризиса и весьма ограниченным составом редакции. Но было это в крупных издательских холдингах в Москве — там уже были налажены процессы, этот же журнал даже печатать приходилось бы в Нижнем, так как там значительно дешевле. Все работы при таком тираже были бы для журнала просто золотыми.

Помню, окончательно я разочаровался в нашем руководителе, когда он улетел на полтора месяца на Средиземное море, не оставив нам абсолютно никаких указаний, при том что еженедельные планёрки он всегда проводил лично. Его просто не было пару дней, а потом мы узнали, что ещё полтора месяца директора не будет. Стали как-то самоорганизовываться, провели внеплановую планёрку. Разработали план. Все оргвопросы взял на себя руководитель отдела продаж, я ему помогал. И, знаете, за время отсутствия директора лично я сделал больше, чем за остальные месяцы работы. Просто потому, что никто мне не мешал…

С тех пор прошло уже больше года. Я теперь обхожу стороной людей, которые говорят красивые и правильные вещи, но ничем не подтверждают свои слова на практике, просто создают видимость. Выжать из людей максимум, ничего в них не вкладывая — это, конечно, здорово. Но нет, спасибо, такое Сколково мы уже видели. Казаться и быть — это абсолютно разные материи…


Другие мои материалы по теме:

1 комментарий на “Илон Маск провинциального разлива

  1. Не написал в тексте, но раз уж пост не остался незамеченным и получил некоторый резонанс, скажу. Есть один важный момент. Я почти не общался с Николаем и Александром. Был на паре больших совещаний с ними, пересекались на мероприятиях, где-то ненадолго по рабочим вопросам и при увольнении. Я не буду комментировать их политические воззрения, управленческие решения и влияние в регионе. Но чисто в рабочих вопросах и как люди на том уровне, на котором я с ними знаком, они произвели на меня хорошее впечатление. Возможно, оно ложное. Сложно судить. Но мне кажется справедливым упомянуть этот момент. А ещё при мне в головной компании был очень хороший маркетолог, Катя. Было чему у нее поучиться. Рядом с нами сидели их снабженцы, часто приходили архитекторы. Обо всех могу тоже сказать только хорошее.

Добавить комментарий