Друзья, поздравляю вас с Днём защитников Отечества! Желаю чтобы никогда не пришлось брать в руки оружие. А если это случится — быть достойными побед наших дедов и прадедов. Удачи, любви, успехов! Я же продолжаю публиковать отрывки из военных мемуаров деда:
«…За Захаровку шли очень ожесточенные и продолжительные бои. От этой деревни ничего не осталось. Там не было даже отдельного сарайчика или бани. Все сожжено и все растаскано на блиндажи, на топку или ещё на другие нужды. Деревня неоднократно переходила из рук в руки. В этой деревни бои вел только наш 1-й гвардейский мотострелковый полк под командованием майора Балояна. Это был очень хороший человек и командир, храбрейший воин.
Шли тяжелейшие бои. Немцы иногда обходили позиции полка с флангов, напирали танки и пехота в лоб. Создавалось критические моменты, и полк оставлял деревню. Но затем вновь атаковал и занимал её. Тогда среди офицеров полка ходила такая шутка: Якобы командир дивизии приказал Балояну оставить деревню Захарово, на что Балоян как будто отвечал: «Нэт, моя не отступает». Конечно, это была дружеская шутка офицеров полка, подчеркивающая храбрость и стойкость своего командира. Балоян был грамотным офицером. Как мне помнится, он имел академическое образование.
Рядом с деревней Захарово были деревни Федюково, Крапивка. В этих деревнях, очевидно действовали другие части нашей дивизии и соседних соединений. Деревней Захарово наш полк овладел и прочно закрепился там, но дальше пройти ни наш полк, ни наши соседи не смогли. Здесь установилась линия фронта. Окопы на передовой были в основном из снега. Зимой в мерзлой земле перед носом немцев да ещё без соответствующего инструмента глубоко не окопаешься. Впереди передовых окопов был сделан снежный вал, который прикрывал движения наших солдат и офицеров.
А действовал на этом участке танковые соединения немцев и какие-то эсэсовские части. На петлицах убитых немцев были две латинские буквы — SS. Тогда говорили, что наша дивизия и другие соседние дивизии должны прорваться к окружённым дивизиям нашей 33 армии, которые прошли вперёд к Вязьме. После них немцы отрезали пути следования следующих следом дивизий армии. Но прорваться на запад нам так и не удалось.
В эти дни нашу дивизию передали в состав 43 армии. Это мне хорошо известно потому, что я был представлен к награждению ещё под Нарофоминском, когда мы входили в состав 33 армии, а приказ о награждении медалью «За боевые заслуги» подписан командующим 43 армией 23 февраля 1942 года…»
Зы: Это ж надо, чтобы так совпало — пишу об этом спустя ровно 73 года. Я не подбирал специально время публикации этого отрывка — это действительно совпадение. Очень-очень жаль, что дивизия моего деда не смогла тогда прийти на выручку нашим окружённым дивизиям. Но я рад, что дед не попал в это окружение, ведь для подразделений 33-й армии все это вылилось в трагедию, известную как «Вяземская катастрофа». Шансов уцелеть в этом аду практически не было.
Посмотреть другие части мемуаров можно здесь >>>.