Продолжение темы о коронакризисе в Эстонии. Комментарии моего друга из Таллинна.
Вчера мы снова услышали много обещаний, планов, распоряжений. И всё это, по моим оценкам, сводится лишь к имитации бурной деятельности, созданию видимости заботы о людях и иллюзии поддержки бизнеса. В реальности все эти меры чаще всего не выполняются.
А как с этим в других странах? Многие оппоненты уверяют меня в том, что сравнивать Россию с развитыми странами вроде Германии не вполне корректно. Мол, у них совсем другие стартовые условия, а у нас были ужасные 90-ые. Ну хорошо. Давайте сравним с Эстонией. С этой страной мы стартовали с одних позиций. И сложные 90-ые там тоже были.
Слово моему другу Роману, экономисту из Таллинна. Годы показали, что он весьма компетентный специалист. И просто классный человек с активной гражданской позицией, умеющий грамотно выражать свои мысли.
О себе. Я магистр экономических наук, со второго курса университета начал работать бухгалтером и работаю уже почти 26 лет. Если при этих словах представляется старичок в нарукавниках и со счетами, то этот образ давным-давно остался в черно-белых фильмах. Бухгалтер на предприятии с небольшим количеством сотрудников, а я работал только в таких, не считая двух месяцев практики – это и финансовый аналитик, и составитель бизнес-планов (в т. ч. для получения лицензии на управление инвестиционными фондами), и юрист по несложным вопросам. Хорошее знание компьютера и нерусских языков (в моем случае эстонского и английского) – обязательно, особенно если работаешь в стране, где все делопроизводство ведется и все законы публикуются на неродном для тебя языке.
Что же касается нынешней ситуации с пандемией… Очень многие грамотные профессионалы начинают нести несусветную чушь, когда выходят далеко за пределы своей компетенции, и едва ли я окажусь исключением. Плюс профессиональная привычка всегда отвечать за свои оценки и рекомендации, готовность обосновать любую цифру перед аудитором, Налоговым Департаментом, да и собственным начальством, а в этом случае у меня, разумеется, никаких «пруфов» нет. Но попробую – еще раз, в рамках ненапряжной беседы в соцсетях.
Насколько сильно, по твоим оценкам, пострадала экономика Эстонии?
Никаких конкретных цифр пока нет, но, по всей видимости, это будет обвал на десятки процентов, ибо основа ВВП Эстонии – это сфера услуг, особенно туризм. А с этим сейчас караул: закрыты торговые центры, рестораны, отели, парикмахерские – да почти всё, кроме продуктовых (ага, и алкогольных) магазинов, заправок, аптек, маленьких промтоварных магазинчиков с отдельным входом. Таксисты потеряли порядка 85% обычной выручки. Каждый день езжу на работу по живописнейшей дороге вдоль моря – раньше всегда видел хотя бы один паром, идущий в Хельсинки, сейчас все они стоят у причала. Граница тоже закрыта почти для всех. Многие жители Эстонии работали за границей, прежде всего – в Финляндии, теперь у большинства из них работы нет.
На рынке недвижимости – резкий спад активности и будет еще хуже. Но некоторые проблемы, которые встанут перед крупными странами, нам, скорее всего решать не придется. Во-первых, скорее всего, не нужно будет спасать банки за счет государства. Процентов 80-90% банковского рынка делят дочерние компании крупных скандинавских банков, для которых практически любые возможные убытки в Эстонии – капля в море, а международная репутация и доверие бесценны.
Во-вторых, нет риска девальвации, ибо нет национальной валюты, курс которой напрямую отразился бы на магазинных ценниках. Как бы сильно ни упал евро по отношению к доллару, иене, шведской или норвежской кронам, да к чему угодно – покупатели этого практически не заметят.
В-третьих, падение цен на нефть и газ, головная боль для многих стран, нам пойдет только на пользу. В-четвертых, государственный долг по отношению к ВВП у нас один из самых низких в еврозоне, что позволит при необходимости достаточно легко привлечь зарубежные кредиты под низкий процент, а многого нам не надо – населения-то всего 1,3 млн. Насколько мне известно, разработкой таких программ помощи в рамках ЕС уже занимаются специально обученные люди ;)
Есть ли выплаты населению и бизнесу?
Есть программа, о которой я упоминал у тебя в комментариях: Есть программа, о которой я упоминал у тебя в комментариях, вот публикации в СМИ о ней: Правительство одобрило меры по поддержке попавших под удар работников и работодателей и За сутки компенсацию заработной платы попросили более чем для 10 000 работников.
Если у предприятия оборот сократился не менее чем на 30% и при этом на 30% сократилась зарплата, то пострадавшим работникам выплачивается доплата из Кассы по безработице. Местные самоуправления увеличивают дотацию на детские сады, нам, например, за март пришел счет на 58 евро меньше, чем обычно. Платеж по соцналогу для предпринимателей-физических лиц за первый квартал заплатит государство (534,60 евро). Правда, я сходу не понял, это подарок или беспроцентный кредит, а специально уточнять не стал.
Налоговый Департамент с 1 марта по 30 апреля прекратил начисление пеней по налоговой задолженности, хотя декларации подавать нужно. Чтобы открыть больничный, теперь не надо ходить к врачу – достаточно заполнить специальную форму на сайте. По идее, семейный врач должен после этого связаться с больным и выяснить, действительно ли он болен, но как это выглядит на практике – не знаю. Больничные с 1 мая будут оплачиваться с первого, а не с четвертого дня. Станут ли после этого семейные врачи менее доверчивыми (см. предыдущий пункт – покажет время).
А вот «кредитные каникулы» в банках (до 6 месяцев) – палка о двух концах: проценты все равно придется платить.
Есть и некоторые плюшки от местных властей. Так, в Таллинне на время чрезвычайного положения общественный транспорт стал бесплатным для всех, а не только для прописанных в городе. Но меня жена все равно на работу на машине возит и обратно забирает, чтобы по дороге чем не заразился ;) Создана сеть волонтеров для доставки еды и лекарств, но это, вроде, и в России есть.
Насколько реально их получить эти выплаты?
Прозвучит, наверное, несколько пафосно, но если у нас что-то положено, то это реально ;) Больничные, например, оплачиваются в течение 1-2 рабочих дней, хотя по закону Больничная касса может тянуть с ними две недели, переплаченный подоходный налог после подачи годовой декларации обычно тоже возвращают в течение нескольких дней, если ты подтверждаешь, что информация о твоих доходах и подлежащих вычету расходах (расходы на учебу, пожертвования, взносы в пенсионный фонд и т.п.), имеющаяся у Налогово-таможенного департамента, верна. Насчет конкретно компенсации по зарплате – лично не проверял, но в мае буду помогать с ходатайством одному своему клиенту.
Продолжение следует!
Если у вас есть вопросы по ситуации в Эстонии, вы можете оставить их в комментариях — передам их Роману. Предупрежу также, что новые посты по теме будут выходить не слишком часто — нам всем нужно работать, причём больше, чем раньше…
PS. Фото Таллина у меня нет. Поэтому на фото Питер…