В наступлении на Борисов по трассе Москва-Минск #PobedaExp

Bobruysk

Продолжаю публиковать мемуары деда:

«…23 июня 1944 года наши войска перешли в наступление. Наша дивизия, как и до этого, входила в состав 36-го стрелкового корпуса. Дивизией командовал полковник Динилеян. Перед наступлением была мощная артиллерийская подготовка. Она продолжалась более двух часов. Ведь ранее артиллерийские подготовки такой силы и продолжительности не проводились. В воздухе идут в сторону противника эшелон за эшелоном наших бомбардировщиков, штурмовиков в сопровождении большого количества истребителей. На переднем крае стоит сплошной гул и только можно было различить в этом гуле выстрелы мощных дальнобойных орудий.

В первые дни боев наша 18-ая гвардейская стрелковая дивизия не наступала, она находилась во втором эшелоне и ждала своего часа. Во втором эшелоне было немало танковых частей и которые тоже ждали приказа о наступлении.

Бои шли упорные. Несмотря на мощное артнаступление и авиационную обработку, немцы не побежали, сопротивлялись ожесточенно. И продвижение наших войск первое время было небольшим. Сильные бои шли в районах вторых и третьих сплошных траншей противника. Наш 36-ой корпус наступал в направлении города Орши.

На второй или третий день наступления оборона немцев была прорвана, и наши части стремительно двигались вперёд. Наша дивизия шла во втором эшелоне и двигалась по магистрали Москва-Минск за наступающими впереди дивизиями армии. Двигались войска форсированным маршем. Мне помнится, в какой-то день по шоссе мы прошли 70 км. Кто шёл, а кто ехал. На шоссе Москва-Минск валялось огромное количество вражеских солдат, лошадей, повозок, разбитых машин, танков, орудий и другого вооружения и техники. Очень славно поработали наши штурмовики и наступающие танковые части. Все шли вперёд, прямо по трупам, по разбито технике. Их ещё не успели убрать, так как только что прошли передовые наступающие части. Среди разбитой техники попадались исправные и заправленные бензином машины. Бродили брошенные немцами лошади, в том числе и с исправными повозками. Машины мы забирали, повозки с лошадьми тоже. Заберется на машину или повозку целый взвод солдат и движется вперёд. Кончится бензин, устанут лошади — их бросают и идут вперёд, подбирают другие машины и повозки. Правда, немецкие лошади породы «Барбансон» очень тяжелы и плохо бегают, но зато на своих огромных повозках по асфальту спокойно везут целый взвод. Так мы шли до самого города Борисов на реке Березине.

Немецкие колонны солдат, когда их настигали наши штурмовики и танки, разбегались по лесам, иногда целыми частями, но на них наступающие части не обращали внимания, так как за ними двигались части и соединения вторых и третьих эшелонов,и они вылавливали разбегавшихся по лесам и деревням вражеских солдат и офицеров, брали их в плен, а оказывающих сопротивление уничтожали. Но эти разрозненные немецкие группы нередко причиняли нам неприятности, а иногда и причиняли серьёзные потери. Они нападали на тылы и штабы. Особенно сильно тылам доставалось от немецких частей, которые пробивались на шоссе с других участков организованно под командованием офицеров и с боевой техникой.

В районе города Борисова бои были, но не очень большие. Немцы ещё не пришли в себя после такого крупного поражения. После освобождения города Борисова наши полки и дивизии наступали в направлении города Молодечно. Немец отступал на запад, цепляясь за крупные населённые пункты и реки, но задержать продвижение наших дивизий не мог. Сейчас уже не помню точно где, но наша дивизия тоже действовала в первом эшелоне, выбивал врага с занимаемых им позиций.

Продолжение следует!

Добавить комментарий