Оказывается, во времена затиший деда нередко привлекали к бумажной работе в штабе полка — образованных бойцов тогда в армии было немного.
Какую-то часть мемуаров деда я пока решил не публиковать. Там даны очень трезвые оценки части наших командиров, причём не высшего командования, а именно фронтового и уж тем более тылового — уровня полковников и т.д. Понятно, что речь идёт об отдельных людях, но лакать водку из термоса, «выживать» из полка всех, кто умнее и образованнее тебя, возить за собой две-три подводы барахла, когда лошадей не хватает даже на пушки, это слишком. И речь не о конце войны, а о середине, когда исход ещё не был ясным. Соберу такие фрагменты в отдельный пост, который опубликую чуть позже. Убежден, что меня снова обвинят в «неправильном» освещении истории — мол, такие вещи подрывают патриотические чувства. Ну да, ну да. А наглая ложь вводит людей в заблуждение. Я, в общем, за правду. Какой бы неприятной она ни была. А то, что не все готовы её слышать — личные проблемы этих людей.
«…Когда дивизию вывели из «Невельского огненного мешка» >>> и передали опять в состав 11-ой гвардейской армии, здесь тоже шли упорные бои. Шло наступление на город ГОродок и дальше в направлении города Витебска (именно в Витебской области дед начинал войну >>> — udikov). В районе озера Лосвида шли очень тяжёлые бои. Наша армия наступала, в том числе и наша дивизия, но продвижения вперёд почти не было. Освободим одну-две деревни или высоту, и продвижение снова прекращается. Немцы сопротивлялись очень упорно, а наши силы были на исходе: в ходе продолжительных наступательных боёв наши части понесли большие потери как в людском составе, так и в конях, технике и вооружении. Но так, очень медленно двигаясь вперёд, мы дошли почти до самого Витебска. До него оставалось километров 10. Под Витебском мы стояли долго, но до города так и не дошли и перешли к обороне. Это было примерно в середине февраля 1944 года.
Наша дивизия и вся армия стали приводить себя в порядок и готовиться к новым наступательным боям. Стали прибывать пополнения и новое вооружение. В стрелковых батальонах, в ротах и других подразделениях полка проводились занятия.
Пока мы находились в обороне, меня вызвали в штаб полка помогать в регистрации прибывающего пополнения и в оформлении наградных материалов. Оформлять и писать приказы командира полка о награждениях поручили мне. Видимо, у меня почерк был лучше, чем у работников штаба, а грамотность выше (до войны дед был сельским учителем в чувашской глубинке — udikov). Находился я в штабе недели две или три. Однако в марте в штаты стрелковых полков была введена должность делопроизводителя штаба полка. Видимо, моя временная работа в штабе пришлась командованию по вкусу, и должность делопроизводителя попросили занять меня, в апреле я был назначен приказом командира дивизии. Таким образом, с апреля 1944 года я стал штабным работником на офицерской должности и стал получать офицерское обеспечение по всем видам довольствия. А по званию как был старшиной, так и оставался.
Условия работы в штабе были неважные, часто работали под открытым небом, в холодных землянках. Столов с собой не возили, стульев тоже: не было транспорта. В строевой части полка была лишь одна одноконная повозка «под управлением» пожилого повозочного солдата Емельяна Тризны, призванного в наш полк из Почепского района Орловской области в момент нахождения нашей дивизии в этих местах в 1943 году. Для работы приспосабливались где попало: кто на ящичке, кто на досках, а летом прямо под деревом на животе. В населённых пунктах, как правило, не останавливались, даже если немцы, отступая, не успевали сжечь там дома. Останавливались в лесах, если они имелись в местах нахождения полка. Это делалось во избежание удара вражеской авиации и заражения личного состава всевозможными инфекционными заболеваниями — тифом, дизентерией, тулерямией и т.д…»
Продолжение следует. Следующая часть мемуаров будет очень интересной — о мощном наступлении с большим количеством трофеев. Кстати, рекомендую ознакомиться с этими частями мемуаров, если вы их ещё не читали:
Находчивость наших солдат при штурме города Верея #PobedaExp
Тяжелые бои с подразделениями SS и попытка прорыва окружения 33-й армии #PobedaExp
Как заслужить уважение начхима #PobedaExp
В Невельском огненном мешке #PobedaEхp