Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви!

Господи! Помоги мне выжить!

Тема этого граффити неожиданно возникла в переписке с Иваном iviv2012 в твиттере. Сейчас я просто решил немного напомнить об этом известном на весь мир граффити Дмитрия Врубеля. Появилось оно в 1990 году на уцелевшей части Берлинской стены и изображает страстный поцелуй генсека СССР Леонида Брежнева и генсека ГДР Эрика Хонеккера. На самом деле их должности звучали несколько иначе, так как они были руководителями не только стран, но и коммунистических партий, но это нам не так важно, наверное )

Сразу после падения «Железного занавеса» в 1989 году вокруг сохранившейся части стены была организована своеобразная художественная галерея под названием «Восточная сторона» в память о погибших за идею объединенной Германии — по данным BBC, их было 1245 человек. 118 художников со всего мира в течение года создали 106 рисунков из жизни и смерти ГДР. В конце 90-х стена подверглась реставрации и граффити фактически были заменены более современными их копиями.

Сама же Берлинская стена — далеко не первое и, боюсь, не последнее сооружение подобного рода в мире. Их и сейчас немало. Эти стены вовсе не военные сооружения, не были они таковыми и раньше. Их цель — ограничение свободы граждан. Грубо говоря, стены ставят лишь с одной целью — чтобы граждане не разбежались. А иногда — чтобы неграждане не сбежались )

Я до сих пор поражаюсь странностям ГДРовского периода истории Берлина. Удивительные были моменты — случай, когда Сталин чуть не заморил голодом Западный Берлин, само начало возведения стены, разделение электроснабжения и коммуникаций и самое удивительное — метро! Большей частью оно, как я понимаю, осталось в Западной Берлине, но часть веток всё же проходила по территории восточного — на этих станциях были замурованы выходы, поезда на них не останавливались.

Представляете, какая жесть — тогда западный турист мог сесть в метро и побывать даже не на территории другой страны — нет, он мог проехать фактически по другому измерению — коммунистическому. И даже, как я понимаю, немного на него посмотреть — там, где поезда шли по поверхности. И всё это в пределах одного города. Однако попытка подобного туризма для жителя Восточного Берлина закончилась бы в лучшем случае допросами в Штази (ГДРовском КГБ) — в те годы не было, наверное, границы, которая охранялась так строго, как в Берлине…

Добавить комментарий