Россия, русские, патриотизм, национализм

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Когда в спорах мне в качестве аргумента приводят эти строчки Тютчева, я теряюсь. Что хотел сказать великий? Не понимаю. Умом не понять — да, это точно. Аршином — не факт, стать в каждой стране особенная, а вера… нам только это и остаётся. По-моему, грустно. «Мы — другие, нас не понимают, мы особенные, духовные» — что-то такое в этом нередко видят люди. Хорошо, если говорят это с горечью. Так нет, обычно — гордо подняв глаза и даже с вызовом.

Это признак национализма? Патриотизма? Или идиотизма?.. Будем надеяться на лучшее. Я тоже люблю наши просторы, маковки церквей, загадочно душевную разруху, нищету и благославенное юродство. А вот ещё. Снова Тютчев, и снова загадка:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Наверное, я должен умилиться, умыться слезами и направиться в ближайшую церковь. А я снова не понимаю. Что сквозит и тайно светит? Святость, долготерпение, ещё что-то? Никак, кстати, не могу понять — эта наша воображаемая индивидуальность нам как-то мешает поступать разумно, с выгодой, действовать эффективно, или что? Я ведь не о бычках и тучках сейчас, не об искусстве и философии, а о экономике и политике скорее — о том, что жизнь страны формирует. В нашей стране упадок как будто в генетическом коде записан… Если мне кто-то объяснит, безумно буду благодарен.

И вот ещё. К теме национализма. Кто-нибудь может сказать, где пролегает граница между патриотизмом и национализмом? Или, если радикальнее — где толерантность, а где — о ужас — предательство родины. Где объективность, а где «во всём виноваты чёрные» или «евреи Христа распяли». Я, кстати, заметил, что носителями радикальных идей, как правило, являются не самые преуспевшие в жизни люди.

Я одинаково недолюбливаю националистов всех мастей. Чаще встречаюсь с ними в сети. И если в профайле «Русь, или ничего», «Татар-что-нибудь там», «Удмурты всех стран, соединяйтесь», то с человеком я не буду вступать в дискуссию, дабы не тратить время и нервы. Бог миловал — в реальной жизни с националистами я встречался редко. А те, с которыми пересекался, вряд ли считают себя националистами. Зато их таковыми считаю я.

Два типа русского националиста:

1) Немолодой возраст, хитрый мужицкий прищур, в глазах лёгкое самодовольство и уверенность в мудрости собственных умозаключений. Образован плохо, небогат, обычный работяга, начитался сомнительных книжек, о других нациях судит по всевозможным отбросам общества. Если вы не разделяете его идею, он обязательно найдёт в вас что-то нерусское и этим всё объяснит. Что-то нерусское есть и в нём, но это так ужасно, что он тщательно это скрывает…

2) Интеллигент, тоже немолод и слегка побит жизнью. Раньше верил в Родину, в добро и т.д. Сейчас ходит в церковь и «верует». Считает всех россиян русскими. Симпатичный, образованный и приятный, немного жалкий, вежливый, умеет слушать, но и достаёт своими идеями, от которых веет заблуждениями прошлого и свежеимперским маразмом. Сначала от общения с этим человеком получаешь удовольствие, а потом норовишь поскорее сбежать. Ибо он как компьютер, работающий по зацикленному алгоритму — всё время возвращается к какому-то ключевому мнению. А с машиной, как вы понимаете, беседовать не хочется.

Знаком также с татарскими и чувашскими националистами. Первые обычно невежливы и назойливы, игнорируют даже прописные истины, вторые убоги и вызывают жалость. Вообще, идея богоизбранности любого народа мне кажется неадекватной.

А национализм для меня — это выставление мнимых преимуществ одной нации над качествами другой. Обладатели этой идеи, как правило, всё проводят через неё. Порой они даже бывают правы. Но все мы хорошо видим соломинку в чужом глазу… Насчёт брёвен знаете, думаю… Так вот, по-моему, националист изначально необъективен. Поэтому он для меня конченный и больной человек. Разговаривать я с ним не буду — это грустно, скучно, неприятно и портит настроение…

Добавить комментарий