Вчера днем судья Менделеевского райсуда Рафис Ахметшин удовлетворил заявление Ирека Муртазина об условно-досрочном освобождении. На момент сдачи этого номера «ВК» в печать Ирек уже находился на пути домой, в Казань.
Заседание суда было выездным, оно проходило в менделеевской ИК-10, где журналист, писатель и блогер Ирек Муртазин содержался по приговору Кировского райсуда Казани, признавшего его в ноябре 2009 г. виновным в возбуждении вражды к социальной группе «власть» и в клевете на Минтимера Шаймиева. До окончания срока Муртазину оставалось 7 месяцев.
В этом месяце надежды на УДО, казалось, приблизились даже не к нулю, а к отрицательным величинам. После того как под занавес 2010-го судом были признаны незаконными последние взыскания, наложенные на Муртазина в колонии (обычно по УДО выпускают при отсутствии у осужденного неснятых взысканий), в январе администрация ИК-10 назначила осужденному еще несколько взысканий, включая помещение в штрафной изолятор вначале на 7, а затем на 15 суток. Сочувствующие Иреку считают, что действительной причиной этого была публикация его статьи в «Новой газете» 12 января об эксплуатации осужденных в менделеевской колонии под названием «Архипелаг «Батрак».
Вчерашнее судебное заседание продолжалось около часа. Осужденного доставили прямо из ШИЗО. Администрация колонии протестовала против УДО Муртазина, указывая на наличие неснятых взысканий, представитель прокуратуры Менделеевского района также высказался, что его освобождение «преждевременно». Решение судьи Рафиса Ахметшина «освободить» стало шоком не только для них, но, как чуть позже признался «ВК» Ирек, и для него самого. Дальнейшее оказалось не менее удивительным.
Сразу после окончания суда «ВК» связалась с отцом Ирека, который присутствовал на процессе. Минзаки Муртазин сказал, что готовится в этот же вечер увезти сына домой: «Стоим с адвокатом возле колонии, Ирек сказал: «Ждите, я выйду»…». В такую оперативность верилось с трудом, ведь для того, чтобы решение об условно-досрочном освобождении осужденного воплотилось в жизнь, нужно, чтобы решение суда для начала было официально изготовлено и поступило в администрацию колонии. А, к примеру, в райпрокуратуре его ожидали не раньше чем на следующий день…
Но решение в суде сегодня же дали, дали и справку из колонии, сообщил адвокат Хамит Саматов: «Сегодня, Алла бирса, приедем в Казань!». А через полтора часа Ирек уже на пути домой давал первое после освобождения интервью «ВК».
— Уникальный случай, такого, наверное, еще не было, — сказал он, — чтобы за одну неделю назначили 5 взысканий, признали злостным нарушителем режима, а в итоге суд все-таки решил отпустить осужденного по УДО! Я думаю, тут важную роль сыграло обращение в мою защиту Андрея Бабушкина, который является председателем Комитета за гражданские права и членом Общественного совета при МВД РФ. Сотрудники колонии от такого решения в шоке — задача же была мне ужесточить наказание, перевести на общий режим… Да я сам, если честно, в шоке!
— Как ты себя чувствуешь?
— Похудевшим. Килограммов 10 потерял, сегодня ведь был 11-й день моей голодовки в ШИЗО. Голодал не «за себя»: требовал 8-часового рабочего дня для осужденных, зарплаты хотя бы в размере МРОТ, 4330 рублей, сейчас тут люди получают на руки меньше 400 рублей…
— Что ты сказал на суде?
— Что вину за собой по-прежнему не признаю, но по постановлению пленума Верховного суда России это не является условием для отказа в УДО… Сказал еще, что сегодня самый известный судья в России — Данилкин, и известность эта печальная, а вот судья Менделеевского райсуда Гузель Маннапова, несмотря на давление, признала вынесенные мне взыскания незаконными, а у вас, обратился я к судье Ахметшину, есть возможность опередить Верховный суд России, который, я уверен, отменит приговор мне… Чувствую благодарность к моим адвокатам, к ребятам из Гильдии предпринимателей Казани, к десяткам людей, которые меня поддерживали, навещали, вот сегодня в Казани митинговали…
— Сегодня, вернувшись домой, что первым делом сделаешь?
— Выпью водки и лягу спать. А завтра буду пробовать восстановить свой блог, заблокированный неизвестно кем, если не получится, заведу новый. Буду заниматься правозащитной деятельностью, меня в эту колею поставили, и деваться некуда.
…Прокурор Менделеевского района Айрат Галимарданов на вопрос «ВК», намерена ли прокуратура оспаривать это решение в кассационном порядке, вчера в конце рабочего дня ответил: «Пока не получили решение суда. Получим его, изучим, тогда и примем решение».
Марина ЮДКЕВИЧ, «Вечерняя Казань»
Зы: Честно говоря, не ждал такого массового народного ликования по сему факту. Да и непонятно, как понимать случившееся — неужели справедливость действительно восторжествовала?.. При нашем правосудии… это настоящее чудо…