Солянка №184: Счастье вопреки, нетерпимость, малый бизнес и проблемы с лёгкими

Бар-ле-Дюк с высоты

В голове начинают понемногу вырисовываться контуры наших дальнейших телодвижений. Многое придётся менять. Но об этом как-нибудь позже.

«Счастье — это состояние души»

Довольно страшно наблюдать за некоторыми, казалось бы, единомышленниками, оставшимися на родине. Правда страшно. Я не слежу специально. Я даже сознательно не читаю некоторых людей, с которыми у нас слишком разная жизнь. Просто иногда получаю комментарии, мимо которых просто нельзя пройти мимо. Комментарий, после которого меня понесло, был не о российских эмигрантах. В отношении других групп людей. Очень долго объяснять. Я понимаю, что дьявол именно в деталях, а я их не привожу. Выглядит это так себе. Прошу простить меня за это.

Была высказана мысль о том, что якобы уезжают те, кто не был счастлив на родине. Что эти люди бегут за благами. А оставшиеся, мол, были счастливы. Счастливы и теперь. Несмотря ни на что. Заходишь в профиль автора комментария и видишь — и правда счастливы. Ходят на театральные постановки и концерты, в рестораны, путешествуют и наслаждаются жизнью. Видимо, решили делать вид, что ничего не происходит. Раз уж изменить ничего нельзя. Только, вероятно, это театры зиганувших режиссёров и концерты зиганувших музыкантов.

Других вариантов в России в любом случае уже практически нет. А если режим продержится долго, дети некоторых людей, которых мы считали единомышленниками, скорее всего, и вовсе не будут знать о возможности выбора. Я с удивлением в один момент понял, что иногда люди, сводящие всё к материальному, даже в чём-то правы. Довольно обеспеченные по российским меркам люди из моего круга общения в основном разделились на две группы.

Одни уехали сразу. Кто не уехал сразу, уехали после объявления мобилизации. Остальные люди, причём зачастую обладающие куда более серьёзными активами и финансовыми резервами, не стали ничего менять. Т.е. после войны очень часто уезжали те, кто по факту беднее, кому особо и продавать-то было нечего. Можно обвинять их в чём угодно. Но только не в погоне за благами. Потому что по факту люди как раз сорвались из благополучной жизни в неизвестность.

Люди с совсем скромными доходами в основном остались дома. Хотя и здесь исключений немало. Однако многие вернулись. Причём по самым разным причинам. В первую очередь, опять же, по финансовым. Кто-то смог остаться и уцепиться за новую жизнь. Лично я себя чувствовал как человек, потерпевший кораблекрушение. Который хочет выйти на берег, но которого стихия постоянно сбивает с ног и уносит волнами обратно в море.

Можно говорить что угодно, но нельзя упускать из вида один фактор. Который в России почему-то упускают всё чаще. Миллионы людей в Украине и сотни тысяч людей в России покинули свою родину из-за войны. И дело здесь не в том, счастливы они были или нет. Дело в том, что им угрожала опасность. Уехали очень разные люди. Очень многие люди в Украине погибли, пытаясь покинуть свои дома под обстрелами. Многие оказались в оккупации.

В случае россиян не всегда опасность была прямой. Но как мы видим уже сейчас, опасения вовсе не были беспочвенными. Всё по-разному понимают счастье. И объясняют действия других людей именно по помощи своей системы ценностей. Но повторюсь: идёт война. Это самое масштабное ужасное рукотворное горе из всех возможных. И рассуждая на темы столь масштабных миграций из Украины и России было бы разумно учитывать этот фактор.

Не замечать слона в комнате россиян и советских людей учили годами. Причём в данном случае слон сошёл с ума и крушит всё вокруг. Но это не мешает некоторым людям в комнате чувствовать себя счастливыми. Обвиняя всех, кто не пожелал быть затоптанным, во всех грехах. Это, конечно, вечная тема. И в этом разрыве нет ничего удивительного. Особенно если вспомнить, в каких разных реальностях оказались представители белой эмиграции и люди, оставшиеся в советской России.

Как-то одна ватная дама в качестве упрёка прислала мне написанные в 1922 году строчки Анны Ахматовой:

«Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.»

Но мы прекрасно знаем, как потом сложилась жизнь этой прекрасной поэтессы.

Счастлив ли я? Нет, ни о каком счастье речь пока не идёт. Время испытаний для нас во многом продолжается. Но я точно знаю, что счастье для меня невозможно без свободы выбора. Пока у меня этой свободы нет. Но я иду к ней. Путь долгий. Но, если вдуматься, путь — это и есть наша жизнь. Смысл жизни — в самой жизни. Viam supervadet vadens. Дорогу осилит идущий!

А вот вам ещё одна цитата: «Счастье — это не жизнь без забот и печалей, счастье — это состояние души.» Я, честно говоря, в студенческие годы был в шоке от сочетания фразы и её автора. Знаете, чьи это слова?! Это точная цитата председателя ВЧК ОГПУ Феликса Дзержинского. Человека, ответственного за гибель сотен тысяч людей. Просто к вопросу о слоне в комнате и о возможности счастья в России в период диктатуры.

Нетерпимость как главная ценность

Простите, но я снова в шоке. Я вообще, видимо, теперь всегда буду в шоке. Пришли комменты к посту об одной из стран, где мы с Олей в прошлом жили. Там я писал о том, какие спортивные и красивые там люди. И это действительно так. Французы, кстати, тоже, на мой взгляд, очень стройные, подтянутые и красивые.

Так вот, пришли в тот пост какие-то дамы из России, вполне себе обычные, не кинозвёзды, и давай обсуждать местных жителей. Некрасивые, мол. И курят много. И вообще всё не так. Не выдержал. Снёс их комменты. А дам отправил в бан. У меня как-то сложно теперь с толерантностью к нетерпимости. Как-то меня от этого бомбит.

Что особенно пугает, у них вполне нормальные профили. Обычные дамы. У одной множество добротных фоторепортажей с отдыха. Т.е. они могут ходить где-то рядом. И пены изо рта у них видно не будет. Надеюсь, подобное виденье мира не заразно. Ибо один зомбиапокалипсис я уже пережил. А теперь заражённые едут в свободный мир. И тащат с собой свои скрепы. Видимо, будут здесь «красоту наводить».

Малый бизнес во Франции не в фаворе?

Поделюсь своим наблюдением. После России оседло жил лишь в двух странах — в Турции и во Франции. И в обеих странах, как мне показалось, своеобразное отношение к малому бизнесу. Мол, не смог найти нормальную работу, вот и начал как-то сам колупаться. Хотя в России иметь свой бизнес как раз было престижно, это даёт и доходы, и некоторую свободу.

Помню, владелец квартиры, которую я снимал в Анталье, очень удивлялся, что Оля готова оставить работу в банке и переехать в Турцию. Сложилось мнение, что работа в банке или чиновником для Турции — это что-то невероятно престижное. Да и для Черногории как будто так же. Знакомый из Боснии и Герцеговины, как мне показалось, был очень разочарован, узнав, что я не из сферы нефтегаза.

Возможно, в будущем у меня сложится иное мнение, но пока так. Очень многое, впрочем, зависит от региона (департамента). В Турции я жил в Анталье. Это большой современный мегаполис, где есть вообще всё. Во Франции же мы живём в департаменте, слабо развитом экономически. Есть даже ощущение, что по многим параметрам наши места ближе по уровню развития к Балканам, чем к преуспевающим департаментам Франции.

Пока мы будем заниматься интеграцией и проходить языковые курсы, это всё не критично. А вот потом я, вероятно, столкнуть с проблемами в самореализации и трудоустройстве. Вряд ли здесь востребовано хоть что-то из того, чем я занимался раньше. Плохое знание французского проблему усугубит. Поэтому пока я скорее настроен на свой маленький нишевой бизнес.

Неопределённость будущего очень напрягает, но я пока стараюсь не заглядывать в эти дали. Однако пытаюсь всё же понять для себя, куда двигаться дальше. Все процессы здесь значительно отличаются от привычных нам. Фактически всему приходится учиться заново. PS. На фото уличный бар в Сараеве.

Всё никак не вольёмся

Как-то не складывается у нас с этим районом. Даже гуляем мы не по его улочкам, а по дорожке вдоль частного сектора, по парку, а потом уходим в поля. Я даже прекрасно понимаю почему. Там малолюдно, нет всей этой суеты преимущественно эмигрантского спальника. Если кого-то и встречаем на нашем иаршруте, то местных, жителей того самого частного сектора.

Наверное, в нас есть очень сильное стремление вариться скорее среди местных жителей, чем среди всего этого супчика из экзотических народов и культур. Как-то мы со всем этим пока не гармонируем. Но, подозреваю, что и для французов мы такие же чужие, как и то, чего мы пока сторонимся. Это неразрешимое противоречие. И частично поможет здесь лишь плотное изучение языка. PS. На фото части нашего маршрута. Небольшой парк и точка разворота автобуса.

Снова начались проблемы с лёгкими. Похоже, дело в квартире

Не знаю уж, в чём именно причина, но с момента переезда на эту квартиру моё состояние стало сильно хуже. Кашель, проблемы с дыханием, мокрота. Я думаю, что это может быть связано с тем, что в квартиру затягивает заражённый воздух из отсека с канализационными трубами, расположенного на кухне.

Там сильная тяга, как через вентиляцию. Часть воздуха оттуда затягивает в комнату. В кухне этот запах уже довольно ощутим. Особенно сильно качество воздуха падает в дни с сильными ветрами. На днях я максимально плотно замазал герметиком дверцу в этот короб. Пока ещё очень сильно пахнет герметиком, сложно оценивать. Но такое ощущение, что проблема не решена. Видимо, грязный воздух просачивается из других мест.

Возможно, дело не в этом. Может быть, дело в мелких частицах краски, которые постоянно отваливаются или ещё чём-то. Когда заходишь в квартиру, ощущается химический запах. Сейчас лето, все окна открыты. Правда, их регулярно приходится закрывать, ибо когда соседи готовят, в квартиру затягивает запах еды. Это тоже влияет. Кашляет даже Оля.

Запахи концентрируются в основном на кухне и в гостиной. Это было бы не так критично, если бы спали в спальне. Но мы вынуждены были поставить кровать в гостиной, так как во дворе шум до глубокой ночи. И спать там невозможно даже с закрытыми окнами. Могу допустить, что дело не в квартире. Что мне не подходит климат. Ибо здесь, в долине, он очень влажный. Постоянно идут дожди, висят туманы. Или сказываются какие-то иные факторы. Но я просто подыхаю. Многие симптомы как при воспалении лёгких.

На полу уже третий день лежит коробка с напольным турником. А у меня нет сил, чтобы его собрать. Ни на что нет сил. Да, в последние годы на нас свалилось много стрессов, но сейчас дело не в этом. Явно какая-то проблема с лёгкими. И это при том, что в конце мая я был на приёме у пневмолога. И он сказал, что с лёгкими всё в порядке. Ну, насколько лёгкие могут быть в порядке при бронхиальной астме. Но с тех пор мне стало гораздо хуже.

Выход я вижу один. Переезд в нормальное жильё. Где не будет проблем с качеством воздуха. Правда, я не уверен, что для нас будет доступно другое социальное жильё. Вероятно, придётся искать самим. При этом у меня пока ни работы, ни гарантов-французов. Плюс российское происхождение. Вряд ли кто-то захочет сдать нам жильё. На коммерческом рынке искать будет невероятно сложно. Даже если найдём другую квартиру, у нас уже немало мебели. Я даже не представляю, как я это всё буду таскать в своём сегодняшнем состоянии. Всё валится из рук.

Раньше я не был так чувствителен к качеству воздуха. Расстраивает и то, что здесь, похоже, у нас будут проблемы и с доступом к медицине. Плюс есть другие важные и критичные факторы. Никак не получается вырваться в нормальную жизнь. Снова какая-то западня. Сил и внутренних ресурсов на постоянное разруливание всех этих беженских проблем у меня уже явно недостаточно. Только, пожалуйста, не предлагаете мне переехать в Ниццу. Удивительно, но бывают советы такого рода.

UPD. Зря я попросил советов в соцсетях. Именно переезд в южные департаменты мне и стали предлагать. Как будто в нашей ситуации это возможно. Тогда я понял, что иногда лучше молчать, чем тратить слова впустую. В тот день меня совсем скрутило, теперь же немного отпустило. Спасибо всем, кто поддержал и пытался помочь.

Новые знакомства

Познакомились на днях с русскоязычной соседкой с нулевого этажа. Разговорились на остановке. Она из Николаева. Вполне позитивная и общительная женщина. Сказала, что раньше в Бар-ле-Дюке было много беженцев из Украины. В основном из крупных городов. Потом многие, по её словам, вернулись обратно. PS. На фото Киев.

Записался на приём к стоматологу

По совету знакомого сходили с Олей в стоматологический центр рядом с префектурой и записали меня к дантисту. Всё получилось, но самим нам в голову это, как ни странно, не пришло.

Мой новый спортивный снаряд )

Собрал турник. Отличная штука! Удивительно устойчивый! Правда, я сейчас не смог ни разу подтянуться. Совсем ослаб. Когда был в идеальной форме, подтягивался 25 раз. Перед началом эмиграции подтягивался в среднем раз десять. Попробую пока вернуться хотя бы к этому показателю.

Ещё одна покупка

Купил себе недорогой фоторюкзак. Ему, конечно, далеко до моего старого рюкзака Kata, проверенного годами и невзгодами. Но со своими задачами, надеюсь, справится и этот бюджетный китаец.

Вспоминаю Боку и Пераст

Почему-то я очень люблю вспоминать черногорский город Пераст. Я был там, можно сказать, проездом из Улциня в Мостар. Хотя в какой-то мере он был для меня иллюзией. Не моя квартира в центре, чужой рыжий кот, новые друзья, которых я никогда больше не увижу, местные, внезапно угощающие пивом, и прекрасный город. Прогулки на рассвете и на закате, заплывы по заливу и фотоохота на круизные лайнеры.

Вокруг была красота, но это были очень нервные дни, так как в России бушевал бунт Пригожина. И я не знал, сможет ли Оля вылететь в Черногорию. Бунт закончился так же неожиданно, как и начался. Оля прилетела и вместе мы даже съездили в Котор, где проходил наш медовый месяц.

А вот до Пераста так и не доехали. Хотя несколько раз потом проезжали над ним. Это место, в которое хочется вернуться. Не навсегда. На пару дней. Очень хочется поделиться этой красотой с Олей. Сюда мы приезжали вместе в 2020-м. Но лишь на несколько часов. А нужно минимум несколько вечеров.

Рассветы на высоте

Почему-то очень люблю эту фотографию Казани. Сделана она в январе 2011 года. Я тогда перезапускал сайт «Вечерки» и собирал с нуля онлайн-редакцию. Ленту в те дни обновлял сам, разрабатывал стандарты отбора новостей. Работать начинал в семь утра. А приходил ещё раньше. И пил на верхних этажах издательства кофе, любуясь просыпающимся городом.

Постепенно ко мне стали присоединяться новые сотрудники. Но нашей традицией это всё же не стало. Работы становилось всё больше. Как-то стало не до романтики. Планёрки, фактчекинг, срочные темы. Чем талантливее люди, тем сложнее управлять всем этим бойким коллективом. Мне тогда не было и тридцати, быть «мудрым и справедливым» получалось не всегда. Учился душить в себе эмоции и быть объективным.

Уют французских городов

Chapelle du pont Notre-Dame. Часовня моста Богоматери.

Огромные шезлонги на площади Reggio перед префектурой. Сегодня мы впервые на них отдохнули )

Уютные улочки.

Автопозитивчик.

Скромные и экономичные провинциальные автомобили )

Наше окно в мир.

Утренний туман.


Друзья! Четырнадцать моих сайтов и блогов были заблокированы на территории России цензурными ведомствами за антивоенные статьи. Чтобы узнавать о моих новых публикациях, подписывайтесь, пожалуйста, на мои Facebook или Telegram-канал. Ваш лайк или комментарий на сайте или в телеграм-канале — лучший подарок для автора!


Другие мои материалы по теме:


© Гипертаблоид редактора Удикова | Alex Udikov | Udikov.com

Добавить комментарий