В прошлые недели у меня было много не самых приятных дискуссий. И я понял, что многих советских и постсоветских людей не изменить. У них всегда будет лишь чёрное и белое, лишь правильное и невозможное. Никаких полутонов и попыток понять, воспринять малознакомые им нормы. И именно поэтому дискуссии с такими людьми нередко бессмысленны. Впрочем, не всегда.
Считаю, что эмигранты не должны говорить от имени россиян
Заметил, что россияне, яростно желающие распада России, как-то не особо себя с этой самой Россией ассоциируют. К украинцам и жителям других соседних с Россией стран у меня никаких вопросов нет. В Украине разнесли в клочья половину страны, с Грузией успели повоевать, Армению предали, у Молдовы откусили Приднестровье, страны Балтии аннексировали. И т.д. и т.п. А вот с россиянами интереснее. Я заметил, что развала России обычно хотят люди, которые не идентифицируют себя как россияне. Что нормально, это их право. Но тогда не стоит, наверное, говорить от имени россиян.
К националистам из автономий у меня, опять же, нет вопросов. На то они и националисты. Но мало кто из них шарит в экономике, имеет международные связи и т.д. Т.е. если суверенный Татарстан, скорее всего, выплыл бы, то моя родная независимая Чувашия, скорее всего, была бы обречена на нищету. И со временем стала бы зависима от Татарстана или Москвы. При этом есть в составе РФ и республики, в которых ситуация ещё хуже.
Развала хотят чаще всего именно те, кому, в общем-то, плевать на Россию. Родственники живут в других странах или вывезены, либо все связи уже разорваны. Получите, мол, проклятые оккупанты, разжигатели войны. Вы нам ещё за «польский освободительный поход» ответите. А вот у меня вся родня в России. Да, взгляды у них разные, но каких-то оголтелых сторонников войны я среди своих родственников не замечал.
Не понимаю, в чём перед украинцами виновата, к примеру, моя бабушка, которой скоро будет 90 лет. Почему по её селу непременно должна пройти огнём новая гражданская война? Я правда этого не понимаю. Помню, как-то я разговорился со знакомой, которая яростно критиковала РПЦ. В целом я, конечно, эту критику поддерживал. А потом вдруг узнал, что она мусульманка. Был несколько удивлён. Я ведь не критикую какое-нибудь Духовное управление мусульман. Просто потому, что не моё это дело. Хотя мне тоже есть, что сказать по теме.
Так же и с темой развала России. Люди, которые с Россией не особенно связаны, желают ей развала как бы от имени самих россиян. Но такое поведение, как мне кажется, не совсем корректно. Я к примеру, не могу говорить за чувашей, говорить как чуваш. Хотя во мне 3/4 чувашской крови. Потому что я был воспитан в рамках даже не русской, а советской культуры. Я почти не знаю чувашского языка и в целом не ассоциирую себя с чувашским этносом. Хотя испытываю большой интерес к языку и культуре своих предков.
Я считал себя именно россиянином. Но сейчас всё больше места в моей самоидентификации начинает занимать Франция. Ибо моё будущее теперь связано не с Россией, а именно с Францией. Поэтому говорить от имени россиян я уже, как мне кажется, не имею морального права. Вернее, я это право постепенно теряю. Поэтому рассуждения эмигрантов о преимуществах развала России мне кажутся странными.
Не нам, дамы и господа, это решать. Это дело людей, оставшихся в стране. Когда-нибудь, надеюсь, их мнение действительно будет иметь вес. А пока их задача просто выжить. Чтобы их не сожрали взбесившиеся людоеды. Нам же, эмигрантам, как мне кажется, следует сосредоточиться на собственной жизни. Если кто-то при этом считает своим долгом помогать Украине, я это всячески приветствую.
Но развала России я не желаю. Желаю обрести свободу, жить в мире с соседями и процветать на благо новых поколений. Как же ужасно далеко до момента, когда это станет возможным! Это моё личное мнение. На абсолютную истину оно не претендует, я никому его не навязываю. Просто делюсь своими мыслями. И буду благодарен, если и вы, друзья, поделитесь своим мнением в комментах!
Не вижу причин пытаться жить прошлым!
На днях в дискуссии в fb известная правозащитница написала мне, что считает себя беженкой, россиянкой, что живёт Россией и считает своё нынешнее положение временным. У меня какое-то время назад было похожее настроение, но сейчас я стараюсь от него отходить. Просто потому, что хоть я официально имею статус беженца, я не хочу себя считать беженцем. Я хочу стать полноценным гражданином. Меня упрекнули в том, что я считаю себя эмигрантом. Ну а кто я? Беженец же тоже эмигрант. Просто это частный случай, вернее, даже частный период эмиграции.
Я всё меньше живу Россией. Хотя был период, когда жил ей уже в эмиграции. Так уж вышло, что уже тринадцать лет назад я потерял возможность заниматься журналистикой. Я тогда с головой ушёл в блоги, стал заниматься пиаром, маркетингом и организацией мероприятий. А потом создал свой бизнес. Со временем мои блоги стали довольно популярны. Я преуспел на двух площадках — в ЖЖ и Дзене. В блогах я постил не только фотки городов и фоторепортажи из путешествий, но и множество своих статей на общественно-политическую тематику.
Но после начала войны у путинского государства начало возникать ко мне всё больше вопросов. В итоге мне пришлось уехать, а все мои сайты и блоги были заблокированы Роскомнадзором. Всего в блоке аж тринадцать моих сайтов и блогов. С тех пор, как блоги были заблокированы, с Россией меня уже мало что связывает. Попасть во Францию мне помогли международные журналистские организации, никак с Россией не связанные. Разные проекты оппозиции в изгнании помочь мне не смогли или не захотели.
Я живу в новой стране. Помощь здесь мне уже оказывало французское государство, эмигрантские организации, друзья, волонтёры и, конечно же, наши социальные работники. Да, я обновляю сайты и пишу в фейсбук. Но, как вы понимаете, это не является борьбой с путинским режимом. Скорее это своего рода летопись. И у меня нет времени на какие-то более масштабные задачи в области политики, журналистики и правозащиты.
Я написал во все независимые русскоязычные СМИ в изгнании. Как сотрудник я никому не интересен. На волонтёрство я пойти не могу, так как должен зарабатывать деньги и устраивать новую жизнь своей семьи. Мне кажется правильным и логичным связывать свою жизнь с Францией. Ведь очевидно, что следующие годы своей жизни я проведу здесь. Мне нужно интегрироваться во французское общество, начать здесь зарабатывать. Как-то приносить пользу Французской республике.
Более того, скоро я подпишу контракт об интеграции. И он меня будет обязывать заниматься интеграцией. Я ещё не видел текст контракта, когда до него дойдёт дело, обязательно расскажу о нём. Я хочу сказать о том, что мне кажется разумным становиться частью Франции, а не жить прошлым. И если кто-то может заниматься важной правозащитной деятельностью, получая при этом деньги, на которые можно жить во Франции, я очень рад за этого человека.
У меня, увы, такой работы нет. Я не смог найти такую работу, хотя предпринял немало усилий. И, как мне кажется, странно меня за это осуждать. У каждого свой путь. Я не хочу жить прошлым. Желаю жить настоящим и думать о будущем. Идти вперёд, а не оглядываться назад. Чего и всем желаю!
Нельзя всю жизнь быть беженцем!
Мой коммент из дискуссии в комментах в Fb с известной правозащитницей.
Я тоже беженец. И тоже уехал вынужденно. Но я не хочу всю жизнь быть беженцем. Считаю, что это ненормально. Я говорил в первую очередь о тех, кто желает развала России. Вы ведь не желаете этого? А то, временный ли это этап, покажет лишь время. Люди, покинувшие Россию после революции, думаю, тоже не считали, что это навсегда. Я понимаю эту точку зрения — что хотелось вернуть свою страну, продолжать борьбу. И сам во многом её придерживаюсь.
Но понимаю в то же время, что нужно строить свою жизнь здесь. Другого выхода попросту нет. Дело здесь, как мне кажется, не только и не столько в возможном и даже вероятном развале империи. Некоторые из людей, топящих за развал России, просто считают, что если между бывшими частями России будет кровавая междоусобица, соседи только выиграют. На самих россиян им плевать. Я не считаю, что это нормальный подход.
Думать эти люди могут, что хотят. Кто ж им запрещает. Но, как мне кажется, многие хотят развала просто потому, что не потеряли связь со своей родиной. Я ещё не потерял. И зла ей не желаю. Как и россиянам. Но я разделяю понятие страны, родины и государства. Разделяю мирных жителей и солдат оккупационной армии. Простых людей и силовиков. И не считаю, что всех можно грести под одну гребёнку.
Война без мира
Прочитал на «Медузе» очень страшный и очень откровенный репортаж о жизни защитников Украины и скитаниях уклонистов. Сразу же вспомнил свои разговоры с дедом о войне. Мы много с ним говорили незадолго до его смерти. Он тогда понял, что я уже взрослый, что пойму. Что можно рассказывать всё, ничего не утаивая. Свои последние годы он помнил плохо, но войну помнил отлично.
Ничего страшнее и откровеннее о войне я не слышал ни до, ни после. Слушал и удивлялся, как он вообще смог всё это выдержать. Как не умирал раз за разом, хотя, казалось, шансов выжить у него не было. Как он сохранил разум. Самый страшный ущерб, как я понял, наносило безразличие людей, принимающих решения. Не все такие, но безразличные недалёкие люди с неограниченной властью — ужасное зло.
Услышанное было таким концентрированным клубком ужаса, что сложно из него вычленить что-то отдельное. Нужно быть удивительно крепким, практически стальным, чтобы, проходя такое, сохранить свою душу. PS. Позже из-за этого самого материала у меня было много споров. Некоторые свои аргументы из них я приведу ниже.
Репортаж лишь фиксирует исторический момент!
Я разругался из-за этого текста с подписчицей. Она «Медузу» записала в путинские пропагандисты. А я её — в клуб носителей белых пальто. Если бы автор дал больше разных точек зрения, репортаж был бы более объективным. Но этот репортаж не об объективности и трезвых оценках. Он об ужасе, который, имхо, должен испытать каждый, кто читает этот текст. Это не означает, что нужно прекращать борьбу. Не понимаю, почему многие так считали. Это о цене этой борьбы, которую платят защитники Украины. И о судьбах тех, кто не желает ими становиться.
Каждый в этом репортаже, видимо, видит что-то своё. То, что желает видеть. Я читал его репортаж, опубликованный на «Медузе». Считаю его весьма однобоким, но честным и талантливым. Лично я увидел там то, что описал выше. Никому своё мнение не навязываю. И да, автору, конечно виднее. Но я бы, наверное, приложил много сил, чтобы даже такой текст закончить на оптимистичной ноте. Чтобы не подрывать в людях волю к борьбе. Впрочем, они этот текст и не увидят.
Лично я считаю, что автор просто хотел передать то, что увидел. Так, как увидел. Настоящая журналистика — это именно фиксация информации, передача её. Со своим видением — авторская журналистика. И это, имхо, как раз тот случай. Я бы не переоценивал влияние этого репортажа на ситуацию. Оно исключительно в головах тех, кто это прочитал. Не сомневаюсь, что на тех, кто защищает Украину, это всё не произведёт впечатления.
Это просто репортаж. Он о том, что увидел автор, о том, что есть. Репортажи не для того, чтобы. Это просто картинка вокруг. Фиксация текущего момента. Именно фиксация и является настоящей чистой журналистикой. Смыслы, задачи и прочее — это уже скорее из пропаганды. Таково моё мнение. Но я не действующий, а скорее бывший журналист. В любом случае, репортаж получил мою наивысшую оценку. Хотя, конечно, он может быть воспринят многими, как вредный. Ну так для таких любая честная журналистика — сплошное вредительство.
На мой взгляд, в репортажах не бывает «зачем». Там есть лишь «что». Моё мнение такое. А я автор огромного количества репортажей. Свою точку зрения не навязываю. Просто считаю, что мне несколько понятнее мотивация журналиста. Он хотел передать ужас. И передал его. Это нормальная человеческая реакция. Здесь, знаете, как в литературе — не обязательно ваш смысл совпадает со смыслом автора. Вы считаете, что то, что показал автор, неправда?!. Что он как-то исказил увиденное? Или просто что об этом нельзя говорить? Так ведь это тогда совдеп какой-то. Так и до конашенковщины недалеко.
Я о том, что между журналистикой и военной пропагандой целая пропасть. И у меня как раз сложилось мнение, что говорим мы именно о них. К сожалению, то, каким многие хотели бы видеть этот репортаж, на мой взгляд, уже не является журналистикой. Не автору, журналисту, редактору или кому-то ещё решать, какая информация нужна. Это решать читателю.
В плане же «не навреди» — не стоит переоценивать вес одного материала не самого большого издания. Журналист сделал свою работу. И не от него зависит, сделают ли другие люди свою работу. Если честно, я даже не знаю, какими в этом случае должны быть позитивные перемены. Возможны ли они. Мира в ближайшее время не ожидается. Мне показалось, что это именно фиксация исторического момента.
С дивана, конечно же, виднее!
Моя реакция на пост знакомой из Фейсбука с осуждением материала моего любимого СМИ.
Не стал писать это в комментах у дамы, так как на меня там очевидно налетят толпой и закусают. Ибо я, как и все там, должен ругать «Медузу». Кричать, что это путинская пропаганда. А там вышел, возможно, несколько однобокий, но очень честный, талантливый и весьма шокирующий репортаж. Да, я бы закончил его иначе. Чтобы придать людям сил для продолжения борьбы. Именно это я и увидел в этом репортаже — что Украина воюет и сдаваться не собирается. Просто людям тяжело. И это показано. Показаны разные люди.
Видимо, каждый видел то, что захотел. Многие уже осудили высказавшихся украинских воинов с задором отряда образцовых политруков. Сложилось мнение, что многие очень любят правильные слова и обобщения. Но почему-то на основе этих своих обобщений люди часто отвергают вполне конкретные факты. Потому что они не вписываются в их картину мира.
А я в очередной раз понял, почему фронтовики, прошедшие Вторую мировую, не хотели говорить о войне. Потому что то, что они расскажут, мало кому понравится. Особенно тем, кто войну знает исключительно из книжек и новостей. Диванные эксперты всегда любили рассказывать фронтовикам о том, как всё там, на фронте.
Как-то странно путать факты и оценки, так яростно обобщать. Обвинять «Медузу» в путинской пропаганде — это перебор. У меня немало знакомых сейчас защищают Украину на фронте. Пораженческих настроений у них нет. Сделают всё, что от них потребуется для защиты Родины. Но то, что они мне рассказывают, очень близко к тому, что описано в этом репортаже.
Гражданским часто очень сложно понять, что уже три года испытывают эти люди. Обычные люди, такие же, как и мы. Находящиеся в абсолютно кошмарных условиях. Как мне показалось, каждый в этом репортаже увидел, то, что захотел. Лично я увидел стойкость защитников Украины, делающих своё дело несмотря ни на что. Так их подвиг и самопожертвование выглядят даже куда более масштабными. Просто на контрасте.
Не стоит путать оценки и факты!
«Медуза» — качественное независимое СМИ в изгнании. Да, я считаю, что те, кто утверждает, что «Медуза» работает на Путина, являются людьми, не способным сопоставить и оценить факты. Аргументы, которыми многие оперируют — «украинцам не понравилось, значит это ложь». Это так не работает. И вообще удивительно, когда люди приводят такой дешёвый аргумент.
Важно уметь видеть факты. Белопальтовые же товарищи сознательно их игнорируют. Причём на регулярной основе. Именно на основе своих масштабных обобщений. Я люблю Украину и желаю ей победы. Я считаю, что Россия должна вывести войска и оплачивать восстановление украинских городов и лечение пострадавших. Россия должна компенсировать ущерб. Хотя деньгами это не исчисляется.
Но речь сейчас не об этом. У меня сложилось мнение, что белопальтовые всерьёз считают, что всё российское должно потерять субъектиность и стать абсолютно проукраинским. Даже если это антивоенные оппозиционные силы. Но это не так. Я люблю свою родину и желаю ей свободы, мира и процветания. Чтобы к власти там пришли здоровые и адекватные политические силы. Да, я понимаю, что этого не будет. Но я не желаю России исчезновения.
Да, мне пришлось уехать, потерять вообще всё и стать беженцем. Но я не понимаю, зачем российские же эмигранты, живущие в Европе, так бросаются на российские независимые СМИ, оппозиционных политиков и вообще всех, кто имеет своё мнение. Вернее, я понимаю. Эти люди не имеют своего мнения. Военная пропаганда действует с двух сторон. С российской стороны она совсем тупая, с украинской — более выверенная и изощрённая. И многие, на мой взгляд, либо находятся под её влиянием, либо осознанно или неосознанно являются её частью.
Идёт война, эти люди на стороне добра, ничего плохого здесь нет. Только это история не про журналистику и объективность. Это история про пропаганду. И про самые простые и доступные людям ответы. Даже если это утаивание фактов и объективной реальности. При этом я даже не сомневаюсь в том, что эти самые белопальтовые граждане верят в то, что транслируют.
Остановившаяся жизнь большого СМИ
Не сказал бы, что я часто читал «Голос Америки». Но иногда туда заходил. И, конечно, последние новости недельной давности выглядят там для меня жутковато. Как остановившаяся жизнь. Именно как убийство. Убийство СМИ с большой историей, которое совершил улыбающийся дедушка Трамп.
Революция кастрюль
В эти дни я душой с жителями Турции, вышедшими на улицы в борьбе за свою свободу и будущее своих детей.
Друзья! Двенадцать моих сайтов и блогов были заблокированы на территории России цензурными ведомствами за антивоенные статьи. Чтобы узнавать о моих новых публикациях, подписывайтесь, пожалуйста, на мои Facebook или Telegram-канал. Ваш лайк или комментарий на сайте или в телеграм-канале — лучший подарок для автора!
Другие мои материалы по теме:
- Уроки турецкого патриотизма (20.01.2023)
- Патриотизм — это созидательная деятельность на благо Родины, а не куриная слепота! (19.08.2023)
- Солянка №132: Патриотизм по-путински, Трамп, Маск, новые курсы и страна советов (26.02.2025)
© Гипертаблоид редактора Удикова | Alex Udikov | Udikov.com