Солянка №86: Ещё не время для выводов, о моих приоритетах по блог-платформам

Арка в Шалоне

Иногда мне приходится рассказывать и напоминать самому себе о путях, которые привели меня на этот путь. Опыт на то и дан, чтобы не повторять бесконечно одни и те же ошибки.

Мы пока не спешим с выводами

У меня вчера в телеге спросили об обстановке во Франции и уровне цен. Я поначалу завис и не знал, что ответить. Потом всё же высказался. Здесь есть нюанс. Во Франции, Кыргызстане, Черногории, Сербии и Боснии и Герцеговине мы не жили жизнью обычного эмигранта. Здесь, во Франции это, надеюсь, ещё впереди, в остальных же странах мы были вынужденно и в юридическом статусе туристов. Так что о многих вопросах судить пока не можем.

Во Франции мы не расскажем о тарифах ЖКХ, ценах на жилье и прочем, так как первую неделю жили в апарт-отеле, а потом лишь в шелтерах для просителей убежища. Я могу рассказать исключительно о Турции. Мне там везло и не везло одновременно. Цены росли сурово, инфляция была очень заметна по тарифам ЖКХ, ценам на продукты и особенно по расценкам в общепите.

Особенно взвинтили цены на тарифах ЖКХ для иностранцев. Чтобы подключить счётчик на воду, в январе 2023 я заплатил, если не ошибаюсь, 12 тысяч лир. Квитанция с моей фамилией была необходима для подтверждения адреса при получении вида на жительство. И этим активно пользовались. Депозит мне, к счастью, в итоге вернули. Но, по моим оценкам, столько я потратил бы на воду при действующих тарифах в ближайшие 30 лет. И подобных расходов было много.

Меня весь этот путь в Турции весьма впечатлил, он сожрал мои финансовые резервы, так что в следующих странах до Франции я даже не пытался легализоваться. После жести в Турции ситуация что во Франции, что в балканских странах казалась мне благополучным раем. Да, везде есть свои сложности, в Европе в целом высокие цены, но после России и Турции здесь норм. Правда.

Любой глубочайший кризис в Европе выглядит эталоном стабильности и благополучия даже на фоне самых тучных лет в России. Уровень жизни в нашей французской деревне, по моим оценкам, здесь примерно на уровне среднего крупного российского города. Так что я не очень понимаю, как вообще можно сравнивать. По моим оценкам, во Франции хорошо, тихо, спокойно, безопасно.

Здесь даже проситель убежища имеет права и возможность их отстаивать. Мне есть, с чем сравнивать — я прошёл путь полнейшего бесправия в Турции. Нам хорошо здесь, мы хотели бы связать с Францией свои жизни. Но при этом предпочли бы, чтобы не было войны. Путин забрал не только сотни тысяч жизней, но и наше будущее в России.

Я больше не являюсь популярным блогером

В последнее время у меня много разговоров с людьми, которые настойчиво мне что-то предлагают. Вчера, например, мне настойчиво предлагали дублировать весь свой контент в Telegram. Я когда-то делал это. Но больше не планирую. И без этого трачу слишком много времени на ведение блогов и страниц в соцсетях.

В России у меня заблокировано Роскомнадзором 12 сайтов и блогов. Один из списка — мой основной сайт. Три других — два популярных канала на Дзене, суммарная месячная аудитория которых равнялась населению моего родного города (500 тысяч человек). Когда заблокировали эти каналы, я реанимировал резервные. Потом заводил новые, это отнимало время. Так число моих каналов в блоке дошло до десяти. Они недоступны даже с VPN. На этом я решил остановиться.

Вернулся в ЖЖ. Я не вёл блог на Livejournal с 2017 года. Но так как он в своё время был популярен, технические показатели были хорошие. Посты на антивоенные темы стали регулярно попадать в топ. Начались атаки троллей. Меньше чем через месяц был заблокирован в России и мой ЖЖ, существоваший с 2007 года. Но так как, в отличие от Дзена, он был доступен с VPN и за пределами России, я вел его ещё полгода. Потом забросил — люди просто не видели мои посты.

Пробовал вести блог на Medium. Но он тоже заблокирован в России. Забил. Выкладывал в телеге тексты, фотографии, скрины постов, ссылки на копии своих больших постов, размещённых на олдскульной платформе Blogger. А потом тоже забил. Никому особо это не было нужно. Люди, которые хотят читать независимые СМИ и блогеров, имеют VPN. Остальные, увы, будут в значительной мере отрезаны от информации.

В итоге со мной остались четыре основные площадки:

1) Мой сайт, где я выкладываю фоторепортажи, большие материалы и собираю подборки своих постов;
2) Профиль на Facebook, где я пишу обо всём, что меня волнует и куда я транслирую фотографии из Instagram;
3) Instagram, который показывает очень немногие мои посты. Но он мне очень удобен как сервис, в котором я обрабатываю и выкладываю фотографии;
4) Telegram-канал, который я использую исключительно как ленту подписки на мой сайт. Да, и там можно получать обратную связь. И я очень ей рад. Однако шире использовать эту площадку я не планирую.

Мой Telegram-канал и Instagram точно нельзя назвать популярными площадками, однако в прошлом они подвергались масштабным атакам ботов Роскомнадзора. Атаки были максимально примитивными, но задействовали большие технические ресурсы. Отбить эти атаки было достаточно сложно.

В процессе своего пути и проб разных площадок я выбрал главное. Сейчас меня уже точно нельзя назвать популярным блогером. Основной площадокой для меня стал Facebook. Сайт я использую как некий публичный исторический архив своих заметок. Возможно, когда-то напишу на основе своих записей книгу. Пока не знаю. Я убедился в том, что люди, которые хотят меня читать, делают это и с VPN.

В основном же, как мне показалось, значительная часть моих прежних моих подписчиков, оставшихся в России, больше не хочет меня слышать. А мне особо нечего им сказать. Да я и не ставлю уже такую цель. Я не был в России уже больше двух лет. Мои связи с родиной почти разорваны. Всё, чем я занимался в России, уничтожено. Моя жизнь теперь здесь, в Европе.

Я пишу о том, что вокруг, о нашем пути, о наших попытках адаптации и интеграции. А мои активные подписчики в значительной степени теперь тоже люди, уехавшие из России. Естественно, мне интересно то, что происходит в России. Но происходящие события не вызывают во мне удивления. Ибо я это всё в значительной мере предвидел. И уже отпустил.

Мою борьбу больше нельзя называть борьбой. Я просто плыву дальше. Изредка освещая общественно-политические события, которые считаю важными. Я больше не пытаюсь пробить мглу. Потому что для этого нужны усилия и с другой стороны. Я понимаю, что возни с VPN, наверное, много. Но другого пути, как мне кажется, нет. Сил всем, кто не сдался. Удачи тем, кто проходит испытания. Мира, добра, скорейшего прекращения войны! И хорошего VPN. Это важно!


Друзья! Двенадцать моих сайтов и блогов были заблокированы на территории России цензурными ведомствами за антивоенные статьи. Чтобы узнавать о моих новых публикациях, подписывайтесь, пожалуйста, на мои Facebook или Telegram-канал.


Другие мои материалы по теме:


© Гипертаблоид редактора Удикова | Alex Udikov | Udikov.com

Добавить комментарий