Сроки нашего ожидания затягиваются. И мы решили строить свою жизнь так, как будто мы уже получили все необходимые документы и сможем остаться во Франции. Невозможно проводить в режиме ожидания целые годы!..
История нашего городка куда интереснее, чем может показаться!
Есть в Clermont-en-Argonne холм с плоским плато. На нём сейчас смотровая площадка с прекрасным видом на город и просторы, часовня святой Анны (на фото), небольшой заброшенный бункер, стоянки для кемперов и несколько скамеек. Совершенно невозможно предположить, что много веков назад на этом месте был даже не замок, а сам город. Об этом не напоминает ничего, кроме информационного стенда. Деревьев, растущих на обрывах и склонах, не было, там стояли могучие стены.
Холм высокий, штурмовать такие укрепления было бы непросто. К тому же город укрепляла система озёр и прудов, создающая ещё одну могучую преграду. Здесь существовало небольшое независимое государство. Когда княжество пало, пруды и озёра были зарыты, срыты были и укрепления на холме. Но стены и сооружения были настолько могучими, что их уничтожение продолжалось почти два десятка лет.
И, подозреваю, это не такая уж уникальная для Франции и Европы в целом история. Цивилизация существует здесь тысячи лет, культурные слои сменяют друг друга со времён Римской империи. И даже раньше. Это безумно интересно — изучать французские города, департаменты, регионы и их историю. Пока больше в интернете. Но если повезёт, мы ещё многое увидим.
Мой процесс изучения древних регионов России — городов Золотого кольца, других городов Поволжья, центральной России и русского Севера просто переместился во Францию, в эти прекрасные милые городки. А здесь такое бережное отношение к истории, к культурному наследию, такая идеальная сохранность исторических районов, что любой российский краевед пришёл бы в восторг! Старая Франция никуда не исчезла. Она продолжает жить!
Нашему городу в этом плане повезло куда меньше. Рядом Верден, здесь кипели бои Первой мировой войны, которую здесь называют Великой. Но Clermont-en-Argonne отстроили заново, домикам уже по сто лет, они чудесные. А в соседних коммунах частично сохранилась древняя историческая застройка.
Тяжесть бессонных ночей
Становится прохладно. И за окном по ночам снова стали очень красиво петь птицы. Все общежития для беженцев, в которых мы жили, были на окраинах, фактически в лесу. И птички проводили прекрасные концерты. Стоило мне это написать, как на улице начал накрапывать дождь, птицы замолчали. А потом хлынул свирепейший ливень. Он завывал как дикий зверь. А из окна потянуло осенним холодом…
Птицы стихли уже полностью. Мозг тут же подбросил слова начала, наверное, самой известной песни Окуджавы: «Здесь птицы не поют,
Деревья не растут…». Нет, не могу я слышать сейчас песни той далёкой войны. Ведь искажённая пропагандой память о ней родила войну новую. И Булат Шалвович в этом, конечно же, никак не виноват. В той далёкой войне мой дед вместе с однополчанами-украинцами защищал свою родину.
А сейчас преступники, захватившие власть в нашей стране, одурачили и зомбировали российский народ, развязали чудовищную бойню. Иногда я вижу в сводках из Украины знакомые мне места, стёртые с лица земли. Так тяжело в такие моменты — хоть вой! Перемоги українці, сил та мужності її доблесним захисникам.
У каждого своя жизнь
Не все понимают некоторых нюансов, когда пишут мне о коммуникациях с местными. Постараюсь пояснить. Мы живём в крошечном городке, в котором туристы бывают разве что проездом. При этом на окраине города, уже практически в лесу, расположен большой комплекс социальных учреждений. Здесь и жильё для просителей убежища, и социальное жильё для разных уязвимых групп населения, и ночлежки, и приют для бездомных.
Много всего. И почти всё это подразумевает некоторое неблагополучие и, вероятнее всего, то, что люди, живущие здесь, не имеют работы. А в городе живут люди, работающие круглыми днями и платящие неслабые французские налоги, на которые содержится в том числе и этот наш соцгородок. Практически каждый чужак, которого местные жители могут встретить в городе, наш сосед. Естественно, люди несколько опасаются общаться.
Мы и сами не ходим к соседним зданиям. Так как там есть довольно своеобразные личности. Ну вот с чего местным жителям так уж хотеть коммуницировать со своими неблагополучными соседями, которые фактически сидят у них на шее? В городе особо некуда пойти, всюду частный сектор, поэтому мы находим уголки природы за городом, где можем побыть одни и никому не мешать.
Ходьба по узким улицам в разном направлении не подразумевает ничего большего, чем Bonjour. Так что мы просто вежливо здороваемся со всеми и идём дальше по своим делам. В октябре в соседней коммуне Les Islettes будет культурное мероприятие, где должна быть и небольшая выставка моих фоторабот. Там, возможно, получится с кем-нибудь пообщаться. Если, конечно, позволит мой уровень французского.
Получили вторую банковскую карту!
Сегодня получили олину карту. Что необычно, приглашение в банк пришло заказным письмом. Саму карту прислали обычной почтой. Очень красивенькая. На почту или в приложение теперь должен прийти пин-код. С моим банком всё было несколько иначе. Карта — заказным письмом. Всё остальное — кучей обычных писем.
Никогда не думал о возвращении
Мне удивительно слышать сравнения Франции и России. Фразы о том, что во Франции лучше, чем в России. Естественно, лучше. Но для нас где угодно будет лучше, чем в России. Потому что там меня, вероятнее всего, ждут пытки и огромный тюремный срок за антивоенные статьи. О возвращении в Россию у меня не было даже мысли, причём никогда не было. И если нам придётся покинуть Францию, речь о России или постсоветских странах даже не будет идти. И о Сербии, вероятно, тоже.
Аквариум наоборот
У нас сегодня весь день дождь. И мы не выходили на улицу. Позволил себе поспать днём. Снились сны, причём абсолютно безумные. В последнем сне мы сидим в каком-то красивом кафе с большими стеклянными окнами и видами на современный город. Вдруг город заливает огромными потоками воды. Часть людей успевает с улицы заскочить в здание и забаррикадировать двери. Вода поднялась выше потолка нашего этажа, но окна выдержали.
А потом приплыли огромные белые акулы. Они плавали возле окон, смотрели на нас и как будто выбирали, кого именно сожрут первыми. Что было дальше, не знаю. Так как меня разбудила Оля. И сказала, что если продолжу спать, не смогу уснуть ночью. Так что сон я не досмотрел…)
Пруд святой Маргариты и верховья реки Эр (Aire)
В нашем городке нет рек. А все пруды частные, за заборами, к ним не пройти, не прсидеть у воды. Так что этот обнаруженный в полях пруд был для нас большой радостью. Каждая прогулка по просторам дарит новые виды. Фотографии всегда разные — зависит от света. Да и краски постепенно рыжеют.
Место в полях, где можно выйти к воде — важное для нас открытие. Никакой тропинки нет. Лишь слегка примятая трава. Вероятно, единственными посетителями этого места являются жители одинокого домика на переезде заброшенной жд-ветки. Домик явно жилой, а этот пятачок у реки — лучшее место для того, чтобы побыть наедине, послушать журчание воды и собраться с мыслями.
Друзья! Двенадцать моих сайтов и блогов были заблокированы на территории России цензурными ведомствами за антивоенные статьи. Чтобы узнавать о моих новых публикациях, подписывайтесь, пожалуйста, на мои Facebook или Telegram-канал.
Другие мои материалы по теме:
- Солянка №69: Точка невозврата, технический регресс и сказочный сурок
- Солянка №68: Просто плыть, отвлекающая вера и работа для просителей убежища
- Солянка №67: «Грызня оппозиции», пожилой конформизм, апелляция, реализм и местные
© Гипертаблоид редактора Удикова | Alex Udikov | Udikov.com