Это одно из уцелевших зданий бывшей венецианской крепости Фортецца в греческом городе Ретимно на Крите. Долгое время она была под турками, и крепость была плотно застроена турецкими жилыми домами. Но когда турков прогнали, дома эти разнесли по камушкам. В крепости остались лишь те здания, что были там до турецкой оккупации. Греков можно понять — десятилетия унижений вызывают ответную реакцию. А сейчас им грозит новое рабство — экономическое. Вот они и буянят.
Но мне не совсем понятно отношение к России жителей Западной Украины. Я там пока что не был, но в Киеве разного рода галичан полно, там с ними и общался. Мне непонятна тема голодомора — украинцев, владеющих темой попрошу разъяснить. Как я вижу — был голод в Поволжье. И на богатой зерном Украине продотряды отбирали у крестьян последнее, действовали крайне сурово и кроваво. Сейчас это подается как геноцид украинского народа. Можно и так сказать — время было тяжелое. НО!
Я почти уверен, что так же эти хлопцы действовали и на других территориях бывшей Российской Империи. И поверьте, мои пра-прадеды и их близкие тоже попали под замес. Хотя кое-кто из них очень даже сочувствовал революционерам. Тогда не особо разбирались. Кулак? К стенке. Защищаешь кулака? Подкулачник. К стенке. В лучшем случае — Сибирь или какой-нибудь элитный «курорт» Соловки.
По-моему, в Киеве сейчас идет «война» не ЗА. Не за интеграцию с Евросоюзом — это почти несбыточная мечта. Идет борьба против коррумпированного правительства и всей этой системы. Но с национальным (или националистическим?) уклоном. А с милицией дерутся, видимо, наиболее радикально настроенные группировки. Приведу, кстати, пример из казанской жизни.
На первом несанкционированном митинге в Казани полиции было больше, чем протестующих. И под вечер на площади Свободы осталось человек 200 шумных, но безобидных ребят. Они бы не стали драться с полицией. Все идейные уже разошлись, эти просто пришли пошуметь. И почти всех их повязали. Что-то мне подсказывает, что люди, желающие позитивных перемен, не станут драться с «Беркутом». Но ситуации я не знаю, могу ошибаться. Я надеюсь, что будет польза от этих двухмесячных протестов. Что кровь проливалась не зря.
Друзья, каким вы видите исход этих событий? Поделитесь, плиз. Я, к сожалению, вижу лишь силовой вариант. В конце концов повстанцев — а их иначе уже и не назовешь, окончательно разгонят. Но урок для власти не должен пройти бесследно. Она просто обязана пойти на уступки. Иначе плохо кончит. А разгон Майдана Януковичу ещё припомнят. ИМХО.
А вот репортаж с первого крупного митинга протеста в Казани.
Казань против результатов выборов и массовых арестов
Митинг протеста на площади Свободы. 11 декабря 2011 года
Мы, блогеры и студенты, встретились в 14.00 в пиццерии «Арома». Сидели, общались, думали что делать. Кафе вокруг нас ближе к 15.00 опустело. И нам на какой-то момент стало казаться, что мы — единственные кто пришёл. На площади людей ещё не было, зато повсюду стояли полицейские машины и автозаки. Когда шёл сюда, встретил лишь отряд ОМОНа на Бумана. Шёл и думал — а где вся полиция? Оказывается, здесь…
Решили — если мы единственные, кто пришёл, будем проводить одиночные пикеты у здания кабмина. Не сразу даже как-то заметил, что нас внимательно слушают — в уголке скромно сидели «два типа гражданской наружности». Может быть, люди просто пришли пообедать?!. Благо, рядом. Жаль, не пожелали им приятного аппетита.
Без трёх минут три стали выходить. Вадим предложил мне снять с сумки значок «Против ПЖиВ» и белую ленту — мол, итак можем не дойти. Снял — раз я пришёл, моя позиция и без лент понятна. Впрочем, специально обученная женщина в толпе разъясняла другую позицию — всё это провокация американского госдепа, заговор и т.д. Со мной она общаться не хотела ни в коем случае, а я ведь всё лишь хотел узнать, чьи интересы она представляет. Впрочем, в листовках указано — партия «Воля».
Наш короткий путь от «Аромы» до площади
Придя на место, мы поняли, что не всё так плохо. Народу не меньше человек трёхсот, причём люди с каждой минутой прибывают. Многие с камерами, айфонами — ходят и снимают. Громко себя ведёт лишь молодёжь возле памятника — они скандируют «честные выборы», «верните наши голоса», «перевыборы», «полиция с народом». Многие держат плакаты или просто листы бумаги со своими требованиями. Другие протестуют молча, но очень креативно — заклеивают себе род пластырем с надписью «у меня украли голос»… Шумят сильно, представителям полиции говорить не дают — перекрикивают и заглушают свистом.
Толпа — представителю полиции: Позор!
Со временем начинает казаться, что митинг разгонят — полиции вокруг всё больше — явно не меньше, чем самих участников. Кто-то из нашей компании предлагает от греха подальше уйти. Но пока мы остаёмся. Людей всё больше, но полиция начинает отсекать прибывающих — они рассеяны возле стен зданий со всех сторон площади Свободы и отгорожены железными заборами. Люди встречают появление новых машин с ОМОНом бодрыми криками. И тут в толпе взрывается петарда. Люди реагируют нервно — принимают взрыв за начало полицейской операции. Но быстро разбираются — провокация.
Полиция с народом?!.
Через какое-то время полицейские машины оцепляют площадь по периметру, полицейские выходят и становятся в цепи. В голове мысль — НАЧИНАЕТСЯ. В глазах многих участников страх, не меньше его и в глазах полицейских. Никому не нужно обострение ситуации. Часть людей быстро расходится по сторонам, другие решительно берутся за руки. Минут 5 все пребывают в страшном напряжении, а потом всех «отпускает». Люди снова начинают общаться, в том числе и с полицейскими — безо всякой агрессии.
Автолюбители наконец-то солидарны с пешеходами )
Проезжающие машины гудят нам клаксонами, придавая нам сил. На какой-то момент кажется, что нас много, на с так много! Полицейские начинают нервничать — перекрывают дорогу. Активисты у памятника снова скандируют. Их аккуратно снимают на камеры полицейские. Видимо, решение об их задержании на этот момент уже принято. А ведь после митинга, «закрыли», пожалуй, самую организованную часть митингующих. Да, они шумели и не всегда вели себя корректно, но по ним явно было видно, что это не просто наблюдатели. Что ими двигало — их личное дело, я считаю. Всё равно молодцы ребята. Они пришли и вели себя очень смело.
Полиция: Связанные одной цепью
Я уехал с площади в 16.30. Уехал замёрзший, усталый, но довольный и убеждённый в том, что всё закончится мирно. Большинство журналистов уже разъехались, люди понемногу тоже начинали расходиться. Мы перекидывались смсками, делились эмоциями, звонили родным — говорили, что с нами всё хорошо, хвалили полицию за вежливое и корректное поведение. Мы обсуждали то, как многие участники митинга мирно общались с полицейскими. Как те позитивно отвечали и казались душевными ребятами.
А в это время на площади Свободы начались массовые задержания. В общей сложности было задержано порядка 100 человек. Хватали их в основном не на самой площади, а на остановках общественного транспорта, в переулках и т.д. Хватали когда никто не видит, по одиночке — как самые настоящие трусливые гопники. Нет, я сейчас вовсе не о рядовых сотрудниках МВД — я о тех, кто отдал приказ на аресты.
Так проходили аресты активистов
Вы говорили об инвестиционной привлекательности региона, запугивая при этом студентов и бюджетников, вы придумали хитрый механизм признания митинга несанкционированным, вы повели себя как полицаи на службе у диктаторов. Вам было обидно — пришлось ехать в выходной день на площадь Свободы, мёрзнуть, успокаивать толпу, а она не давала вам говорить — заглушала всё свистом, кричала «позор». Да, это неприятно. И никто этих людей не оправдывает. Но вы им теперь отомстили. И отвечать вам.
Знаете, есть два внешних образа Татарстана. Первый — что здесь «миниханство», бабай и полное бесправие — «татары же». Так считают люди, которые в принципе не интересуются политикой. Другие, впечатлённые масштабной пиар-кампанией Татарстана, развёрнутой во всех ключевых СМИ, считают регион передовым, толерантным, позитивным во всех отношениях. И тут… массовые аресты. Снова обвините молодёжь, которые Вы хватали на улицах?
Да, давно пора было разойтись. И те, кто не хотел конфронтации и чувствовал ситуацию, давно это сделал. Да, остались немногие. И настроены они были более радикально. Но они просто шумели — не более. Вы боялись погромов? Вам самим не смешно? Ну какие погромы в многонациональной Казани?.. Люди ведь расходились. Можно было сопровождать их до домов, раз уж не терпелось. Но вам захотелось проявить силу. Кроме того, так ведь хотелось уже домой — а эти… Они и всю ночь гулять могли… Человек, отдавший приказ хватать людей, должен за это ответить. Соберите пресс-конференцию, объясните нам — что вас заставило, а? НЕ ПОНИМАЮ. Митинг был МИРНЫМ!
А это репортаж со второго митинга. Он для меня закончился в полиции:
Казанцы вышли на майдан. Небольшой фотоотчёт с митинга за честные выборы. Казань, площадь Тысячелетия, 24 декабря 2011 года.