Александр Родченко. Возможно, не все о нем знают, но для меня он своего рода Эйнштейн в живописи или Маяковский в фотографии. Очень смелый и весьма талантливый реформатор, не только создавший новый стиль, но сделавший его массовым. Революционер от искусства, пионер конструктивизма, немало пострадавший в своё время за свои новаторские идеи. Почти все известные фотографии 20-30 годов сделал именно он. Короче, глыба, матерый человечище. Кстати, в Казани Александр прожил почти 15 лет и закончил здесь художественную школу Николая Фешина.
«Круг Родченко. Стильные люди» — это выставка фотографий деятелей русского авангарда, сделанных Родченко, а так же портреты самого мастера. Некоторые из работ, например, портреты Маяковского или Лили Брик известны потрясающе широко и именно их я считаю лучшими образцами советской фотографии. Они и другие работы здорово отражают дух времени. Выставка совсем небольшая, я снял большинство фотографий на зеркалку (понимаю, что это извращение, но не из инета же фотки «тырить»), потом на смартфон — для инстаграма, а потом ещё долго стоял у отдельных работ, таких как «Портрет матери» или «Комсомолка», вглядываясь в них, пытаясь понять, в чём же секрет этих фотографий.
«Код Родченко» я так и не раскрыл. К тому же в этих фото нет безумных ракурсов. Зато по ним можно понять, какой жизнью жил мастер и увидеть людей, его окружавших. Внимательно разглядывая каждое фото, я привлек внимание музейных работников, очень доброжелательно настроенных женщин. Если честно, не привык ещё к добродушному обращению в наших музеях. Дамы заметили, что я под впечатлением и поинтересовались, какие работы мне особенно понравились. А потом посетовали — не все посетители выставки, к сожалению, «поймали эту волну». Каждому своё — не вижу в этом ничего удивительного…
Смотреть 40 фотографий с выставки.
Это здание Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Более широко оно, правда, известно под историческим названием «Усадьба Сандецкого» благодаря регулярно проводящимся во дворе музея замечательным джазовым фестивалям. Здание, согласитесь, шикарное. Стыдно признаться, но в музее я до сих пор не был — только на выставках и фестах. Нужно срочно с этим что-то делать )
Фотографии изначально были цветными. Но разноцветные блики заставили меня перегнать их в черно-белый формат. Увы, фотографии зданий, сделанные на улице уже в сумерках, стали абсолютно серыми. Исправлю эту ошибку, не достойную памяти Родченко, обработаю их по-человечески и как-нибудь опубликую снова.
В первом зале вывешены фотографии самого Александра. Это своеобразный костюмированный зал славы мастера. Признаюсь, после просмотра многих его новых для меня работ, я взирал на его портреты с ещё большим уважением…
Снимать фотографии — дело неблагодарное. Их легко можно испортить, что местами. увы и произошло. Не говоря уже о посторонних отражениях и бликах на стеклянных рамках.
А это фотошоп 30-ых. Так что каждый фотограф тогда был ещё художником. В отношении Александра, правда, всё иначе — он сначала стал художником, а уж потом занялся фотографией. Правильно говорят — если человек талантлив, он талантлив во всём…
Заходим во второй зал… Лиля Брик и Луэлла Краснощекова. 1924 год
12
Ремонт колеса. Из серии «Поездка в Ленинград на автомобиле «Рено» Маяковского». 1929 год.
17
Кинорежиссер Виталий Жемчужный. 1927 год.
20
Фоторепортер Елеазар Лангман. 1935 год.
21
Три репортерши: Краснявская, Елизавета Игнатович, Евгения Лемберг. 1934 год.
23
Фоторепортер Георгий Петрусов на Красной площади. 1936 год.
25
Портрет матери (полный кадр). 1924 год.
28
В мастерской А. Родченко и В. Степановой за чаем: Варвара Степанова, О.Е. Родченко (мать Родченко) и студентка ВХУТЕМАСа Е. Семенова. 1924 год.
29
«Комсомолка смеется». Портрет Варвары Степановой для обложки издания «Вечер книги». 1925 год. Очень ярко и колоритно — я долго стоял у этого портрета…
31
Варвара Степанова на веранде в Пушкино, где В. Маяковский и Брики жили летом на даче. 1927 год.
32
Художественный редактор Варвара Степанова. 1931 год.
33
Фоторепортер Борис Кудояров на стадионе «Динамо». 1935 — 1938 годы.
35
Фоторепортер Елизавета Игнатович. 1943 год.
37
Фотограф Александр Хлебников. 1950 год.
40
В мастерской художницы Любови Поповой. Брат Л. Поповой и архитектор Александр Веснин. 1925 год.
42
Кинорежиссер Борис Барнет. 1927 год.
43
Такая вот выставка. Как вам? )