Вчера вечером к зданию казанского педа стекались казанцы, ведомые тягой познания и подгоняемые морозцем — через несколько минут должно было начаться первое, организационное собрание для желающих изучать татарский. Количество встречающих нас преподавателей превзошло все ожидания — они встречали нас, розовощёких и вели вдоль своих цепей к залу для начинающих (всего залов было 3 или 4). Захожу в зал и выпадаю в осадок — зал на 360 человек заполнен уже почти полностью. Всего же заявления на курсы подали 850 человек, однако желающих куда больше. В общем, масштабно всё, по-татарстански — вот что татарский животворящий делает )
Собрались люди самых разных возрастов — от школьников — их в зале оказалось аж 6 штук (и куда только смотрит школа и их преподы татарского) до начинающих пенсионеров. Сервис покруче, чем на платных концертах — преподаватели выискивают свободные места и усаживают туда прибывающих людей.
Раздаётся громкий возглас — Ильяс, мама пришла. Ильяс машет маме ручкой, а потом долго хохочет, согнувшись в кресле. Зал радостно хихикает — семья воссоединилась, все счастливы. Когда всех рассаживают, появляются должностные лица — их лица торжественны. Начинают, как и принято, на татарском. Здесь, в зале для начинающих, это особенно уместно.
Помимо традиционных для Татарстана речей о дружбе народов, нам рассказали обо всех нюансах и пообещали создать все условия «для комфортного изучения… родного татарского». После нашей бурной радости по этому поводу, которую зал мужественно сдержал — ни один мускул не дрогнул на лицах людей, настало время вопросов. И тут выяснилось, что отсутствием чувства юмора собравшиеся не обезображены. К сожалению, большинство шуток я повторить не в силах — увы, юмор почти не воспроизводится в неволе…
Молоденький девичий голос из зала вопрошает — будут ли экзамены? — Да, будут — но лишь для тех, кто хочет получить сертификаты. Пожилой мужчина, волнуюсь, спрашивает — а что делать тем, кто не владеет флешкой и компьютером? Голос из зала старичка послал. На компьютерные курсы. А вообще, страшно, наверное, так жить — когда вокруг компьютеры и айпады, а ты привык умножать столбиком…
— Сколько будут длиться занятия?
— Два часа.
— Академических?
— Астрономических (смешки в зале)
— Можно ли начинать занятия в 7 вечера? (нарастающее гневное бурчание, преходящее в открытые протесты трудящихся).
После вопросов мы заполняли анкеты. Там было несколько вопросов на татарском. Я просто написал — нулевой уровень. А у моей соседки сил и знаний хватило на два пункта. Когда нам начали раздавать анкеты, я понял, что где-то рядом разверзлась чёрная дыра — листки мы передавали по ряду, а они всё уходили и уходили… Потом я понял, что это не провал во времени и пространстве — это мой сосед слева, молодой парень, держащий в руках стопку анкет. Видя наше недоумение, он изрёк: у меня это… семья… заболела.
Ответом стал наш дружный хохот. Искренне хочется пожелать здоровья ему и его близким. А так же всем собравшимся — не месяц май, как говорится. Друзья, любите татарский! И просто любите )
Зы. Ну и, пользуясь случаем, хочу сказать «рахмет» организаторам — всё было на очень хорошем уровне…